Тот, кто сформировал сафоновский полк
Первая часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6068784bf1616c3f713ec2/opalnyi-komandir--5b6c096a926e3100a8d5fa5b
Не справлялся?
А между тем боевые действия с Финляндией шли своим чередом. Перед североморской авиацией стояли в основном задачи, связанные с ведением воздушной разведки на морских коммуникациях у береговой черты западной части Баренцева моря, отмечая передвижение военных кораблей и транспортов противника. До сего времени выполнение этих задач лежало на 118-м морском ближнеразведывательном авиаполку под командованием майора М. Д. Нижегородцева и аналогичной 49-й морской эскадрилье. На их вооружении стояли гидросамолеты МБР-2.
В феврале на воздушную разведку вражеских коммуникаций стали вылетать и летчики эскадрильи бомбардировщиков СБ 72-го САП. Однако участие полка в войне с финнами было непродолжительным и ограниченным.
Об интенсивности боевой деятельности ВВС Северного флота можно судить по количеству боевых вылетов, так, 14 самолето-вылетов выполнено в январе, 33 - в феврале и 34 - в марте. Истребительная североморская авиация в эти месяцы вообще в воздух не поднималась.
Вскоре финская война закончилась - в ночь с 12 на 13 марта в Москве был подписан мирный договор. «За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу» командир 72-го смешанного авиаполка майор В. К. Черных награжден орденом Красного Знамени. Ордена Красной Звезды удостоены бомбардировщики старшие лейтенанты А. П. Цецорин и Г. Я. Валов.
Пожалуй, майор Черных получил боевой орден не за боевые заслуги, а за преодоление всех мыслимых и немыслимых трудностей в тяжелых условиях Крайнего Севера.
Пережив первую необычно морозную и снежную полярную зиму в Заполярье, летчики 72-го САП наравне с обустройством нового места базирования - постройкой новых жилых и технических землянок, стоянок для самолетов, полкового командного пункта, расширения взлетной полосы - с наступлением весны приступили к отработке задач по боевой подготовке. Постепенно летчики привыкли к капризам северной погоды, а техсостав научился обслуживать технику в суровых условиях нашего Севера.
В 1940 году средний налет каждого летчика 72-го САП составил около 50 часов. Много это или мало? В известной директиве № 34677 от 17.05.1941 г. о задачах по боевой подготовке ВВС Красной Армии на летний период 1941 г. находим цифры, что за весь зимний период 1940/41 гг. средний налет по ВВС Красной Армии на одного летчика составил более 16 часов. Таким образом, можно считать, майор Черных, несмотря на все трудности, выпавшие на его долю, сумел организовать учебно-боевую подготовку подчиненных на высоком уровне.
Тем не менее командование ВВС СФ сочло, что он не справляется с возложенными на него обязанностями, и в феврале 41-го майор Черных был отстранен от командования полком и отправлен в распоряжение ВВС Краснознаменного Балтийского флота, где его назначили (с понижением) на должность командира эскадрильи бомбардировочного авиаполка…
И снова - Ваенга!
Начало войны майор Черных встретил в Таллине в составе 73-го БАП КБФ, откуда его эскадрилья наносила бомбардировочные удары по морским конвоям противника в Рижском заливе, а также по кораблям в порту Пярну. После перебазирования в сентябре под Ленинград эскадрилья работала по наступающим немцам на подступах к городу.
Второй раз в Ваенгу Василий Константинович прибыл в конце июня 1942 года в составе ОМАГ (особая морская авиационная группа) в качестве командира 28-го БАП, вооруженного пикирующими бомбардировщиками Пе-2.
Для обеспечения прохода печально известного союзного конвоя PQ-17 в северные порты Мурманск и Архангельск задачей бомбардировочных авиаполков ОМАГ стало нанесение бомбоударов по аэродромам противника. Задача сложная и опасная даже для опытных летчиков, а в полку майора Черных в основном вчерашние курсанты в сержантском звании, которые даже не до конца отработали слетанность в звеньях.
Первый и последний боевой вылет в Заполярье для Черных состоялся 30 июня - он возглавил первую группу из шести Пе-2. Вторую группу из семи Пе-2 вел командир 29-го БАП майор Борис Сыромятников. Для сопровождения бомбардировщиков к цели в воздух поднялись 12 истребителей «киттихаук» 2-го ГКАП.
Над аэродромом противника Луостари головное звено, ведомое Черных, оказалось единственной целью для вражеских зенитчиков, так как второе звено оторвалось при следовании, а истребители сопровождения предпочли аэродром обойти стороной. При выходе из зоны огня после сброса бомб звено «пешек» было атаковано «мессершмиттами» - все члены экипажа Черных получили ранения, самолет еле держался в воздухе, за ним тянулся густой дымный шлейф. Подлетая к линии фронта, «пешка» загорелась, и экипаж был вынужден на парашютах покинуть самолет.
К счастью, летчиков быстро нашли зенитчики с наблюдательного пункта, доставили их в госпиталь, но спасти штурмана полка капитана Г. И. Поклонцева не удалось. Черных также получил тяжелейшие ранения, в госпитале выяснилось, что один осколок застрял в позвоночнике. Почти год Василий Константинович лечился в тыловом госпитале. В апреле 1943 года его комиссовали и уволили в запас в звании майора.
30-го июня, всего за один день боевых действий, 28-й БАП потерял шесть самолетов из четырнадцати, находившихся в Ваенге, и пять экипажей, в том числе и командира полка. Из оставшихся в полку бомбардировщиков лишь два самолета находились в боевом состоянии. Личный состав авиаполка был сильно деморализован произошедшим и почти две недели не вылетал на задания, пока с Балтики не прибыл новый командир - Герой Советского Союза майор Федор Радус.
Четыре флота плюс флотилия
На этом летная и боевая карьера Василия Константиновича не закончилась. После продолжительного лечения он долго и упорно обивал пороги разных кабинетов авиационного руководства и в сентябре 1943 года добился своего - его признали годным к летной службе, но летать на пикирующих бомбардировщиках запретили - не позволяла рана в позвоночнике, отправили в штурмовую авиацию. Для этого несколько месяцев Черных учился в летной школе штурмовиков, после чего был откомандирован в ВВС Черноморского флота, где его определили в 47-й штурмовой авиаполк, которым командовал известный всем на флоте Герой Советского Союза майор Нельсон Степанян (второй медалью Золотая Звезда его наградили в июне 45-го посмертно).
Возглавляя эскадрилью, майор Черных лично водил группы Ил-2 на штурмовку кораблей и транспортов на морских коммуникациях Крыма и Румынии. За успешное выполнение боевых задач при освобождении Крыма и Севастополя майор Степанян представил отличившегося командира эскадрильи к ордену Красного Знамени, но командующий ВВС ЧФ посчитал, что опальному бывшему комполка будет достаточно и ордена Отечественной войны 1-й степени.
В мае 1944 года после освобождения Крыма майор Черных вместе со своим 47-м ШАП вернулся на Балтику, где полк принял активное участие в сражениях над Финским заливом. В июне только за 9 дней боевой работы летчики полка произвели 405 самолето-вылетов. Указом Президиума Верховного Совета полк наградили орденом Красного Знамени.
В октябре 1944 года подполковник Степанян представил майора Черных ко второму ордену Красной Звезды. Но, несмотря на явные боевые заслуги, командование ВВС Балтфлота не спешило отмечать майора Черных. В марте 1945 года его перевели на Днепровскую военную флотилию командовать 8-й отдельной эскадрильей связи. Командование флотилии быстро оценило боевые и организаторские навыки нового командира и незамедлительно представило его к награде. В наградном листе читаем:
«Тов. Черных за короткий период пребывания на флотилии умело организовал работу эскадрильи. В период боевых действий флотилии на Берлинском направлении, преодолевая исключительные трудности, связанные с отсутствием аэродромов и посадочных площадок, сумел бесперебойно организовать полеты по заданию командования, чем в значительной мере способствовал обеспечению боевого управления».
Да, Василию Константиновичу не привыкать на совершенно голом месте организовывать работу. В этом деле ему было не так много равных. За время службы в Днепровской военной флотилии Черных наградили орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, он стал подполковником.
Удивительная все-таки судьба! Пожалуй, мало найдется морских летчиков, кто прошел службу на всех четырех флотах Советского Союза - Балтийском, Северном, Черноморском и Тихоокеанском, причем на трех из них пришлось повоевать. Да еще в довесок ко всему закончить свою боевую службу в Берлине в составе Днепровской флотилии. И победителем скромно постоять на ступеньках поверженного рейхстага...
После войны Василий Константинович продолжал службу на различных должностях в ВВС ВМФ. В звании полковника в сентябре 1953 года ушел в отставку по болезни.
К сожалению, автор на момент написания статьи не смог установить, когда и где закончился жизненный путь легендарного опального комполка. Но, я думаю, что это не так важно. Главное, чтобы память о нем навсегда осталась у благодарных потомков.
Юрий Рыбин