Это один из первых текстов, касающихся использования двуручного меча и записанных на Иберийском полуострове, был найден в книгах писаря Луиса Барбарана из Сарагосы. В этом кратком и необычном тексте мы найдем развитую и сложную систему, позволяющую научиться обращению с этим великолепным оружием, начиная с самых азов.
Что же мы знаем о самом раннем испанском фехтовальном тексте о двуручных мечах?
Авторство его принадлежит Луису Барбарану II (Luis Barbaran II), работавшему нотариусом в Сарагосе. Фехтовальный текст, состоящий из 9 правил, расположился на последней странице архивной книги, которую он вел с 1527 по 1532 годы. Также в этой книге Луис вел личные записи, среди которых можно найти черновики писем и поэзию, и это, вероятно, говорит о том, что правила для двуручного меча, записанные им, можно отнести к личным записям, возможно, памятке, по которой он практиковался в свободное время или записал их у своего учителя, чтобы не забыть.
Исследователи этого документа, Miguel González Ancín и Otis Towns, в своей статье LAS NUEVE REGLAS DE LA ESPADA DE DOS MANOS, Y LA PRÁCTICA DE LA ESGRIMA EN ZARAGOZA HACIA 1526, упоминают, что занялись поисками вероятного учителя Луиса, и обраружили если не его самого, то достаточно долгую (с 1478 года) традицию учителей фехтования, преподававших от имени Арагонской короны, которые преподавали в Сарагосе.
Итак, перед нами манускрипт, во многом похожий на опубликованный мной ранее Las Reglas Del Montante, о котором, однако, мы знаем несравненно больше, и, что наиболее ценно, у нас имеется точная дата его происхождения. Касательно языка и терминов наставления, которые я подробно разберу ниже, хочу отметить, что сами наименования ударов ближе всего к итальянским, в частности, можно обнаружить сходство с ударами из учебника болонского мастера Ахилле Мароццо 1536 года издания:
Также отметим, что меч в правилах Барбарана называется на итальянский манер "мечом для двух рук", а не "монтанте" (что по-испански иронично означает "большая балка"), что вероятно может указывать на итальянское происхождение первых правил двуручного меча, а также, на мой взгляд, на то, что монтанте, как отдельный вид оружия и сугубо иберийский феномен, появится позднее и будет отличаться от двуручного меча размерами в большую сторону.
9 коротких правил можно поделить на 3 группы, от простых к сложным. В первых трех предлагается делать простые удары и уколы, входя в атаку и выходя из нее. Вторая часть добавляет сложные комбинации с шагами и третья представляет самые сложные комбинации ударов и уколов. Также, что довольно редко для простых правил, здесь описаны специфические шаги: Represa и Reberencias.
Итак, взглянем на сами правила, дошедшие до нас из далекого 1526 года.
„Las nueve reglas de la espada de dos manos“
Luis Barbarán, Saragossa, 1528 г.
Во имя Господа и нашего покровителя Святого Георга.
Первое правило двуручного меча. Нанеси Mutante (восходящий прямой удар), входя с правой ноги, затем Fas Mutante (восходящий обратный удар) с левой ноги, столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.
Второе правило двуручного меча. Нанеси Mandrete (нисходящий прямой удар) с правой ноги, и Rebes (нисходящий обратный удар), столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.
Третье правило. Нанеси Estocada (укол) входя правой ногой и еще один, входя левой ногой, сколько будет угодно, и также иди назад.
Четвертое правило. Нанеси Mutante , не сходя с места и войди правой с Mandrete, затем Fas Mutante, не сходя с места и войди левой с Rebes, столько раз, сколько будет угодно, и также иди назад.
Пятое правило. Estocada, не сходя с места и войди с правой ноги с Mandrete и нанеси еще Estocada, не сходя с места, затем войди с левой и Rebes и повтори столько раз, сколько будет угодно.
Шестое правило. Нанеси Mutante не сходя с места и Rebes, не сходя с места, затем Estocada, не сходя с места и войди правой с Mandrete. Затем Fas Mutante, не сходя с места, затем Mandrete, также не сходя с места, еще Estocada не сходя с места и войди левой с Rebes столько раз, сколько будет угодно.
Седьмое правило. Mutante с Represa (подшагом) и еще один Mutante и войди правой ногой с Mandrete, добавь Fas Mutante с Represa и еще один Fas Mutante, а затем войди левой с Rebes и повтори столько раз, сколько будет угодно.
Восьмое правило. Mutante с Represa и еще один Mutante, Rebes не сходя с места, Estocada не сходя с места и войди с Mandrete и сделай Fas Mutante с Represa и еще один Fas Mutante с Represa, а затем Mandrete не сходя с места, Estocada не сходя с места и войди с левой ноги с Rebes, столько раз, сколько будет угодно.
Девятое правило. Сделай Reberencias (реверанс) с Mutante с одной и с другой стороны, и еще один Mutante с шагом левой ногой и Rebes не сходя с места и сделай Estocada не сходя с места. Затем шагни правой вперед с Mandrete, сделай Reberencias с Mutante с одной и другой стороны и войди правой ногой, сделав Fas Mutante, Mandrete не сходя с места, Estocada не сходя с места, затем войди левой ногой с Rebes и выйди с Mutante с одной и с другой стороны столько раз, сколько будет угодно.
Термины из манускрипта и их расшифровка:
Mutante: восходящий прямой удар (прямой означает, что удар наносится с правой стороны для правши и с левой для левши)
Fas Mutante: восходящий обратный удар (обратный, то есть левый для правши и правый для левши)
Mandrete: нисходящий прямой удар
Rebes: нисходящий обратный удар
Estocada: укол
Represa: приставной шаг, когда одна нога подходит к другой, затем другая продолжает шаг. Делается в два темпа
Reberencias: шаг, в котором нога идет вперед, а затем возвращается на исходную позицию. Также занимает два темпа.