Найти тему
Finfront

Турция борется с лирофобией

На фоне продолжения грандиозного обвала курса лиры, турецкое МВД запустило расследования в отношении 346 аккаунтов в соцсетях, обвиняемых в негативных и провокационных высказываниях о турецкой валюте:

https://www.cnbc.com/2018/08/14/turkey-to-investigate-social-media-accounts-bad-mouthing-the-lira.html

За три дня лира упала к доллару на 30%, а сначала года — на 40%. В эскалации острой фазы кризиса сыграли свою роль американские санкции и таможенные тарифы, но главные причины сложившейся ситуации — это массированный набор долгов турецкими компаниями и чрезмерно мягкая монетарная политика турецкого ЦБ:

http://finfront.ru/2018/08/13/turkish-economy-is-under-storm/

Поскольку золотовалютные запасы Турции невелики, возможностей борьбы с фундаментальными причинами кризиса у властей немного. Видимо, поэтому правительство Эрдогана решило заняться подавлением симптомов, а именно массового недовольства в соцсетях, вызванного обвалом лиры.

Внимание турецкого МВД привлекли сотни людей, пессимистично высказывающихся о перспективах турецкой валюты на своих страницах в интернете. Согласно заявлению прокуратур Стамбула, против 346 человек было начато расследование — их подозревают в создании угрозы для «экономической безопасности» страны путём распространения «провокационных» постов о падении лиры.

Таким образом, турецкие власти открыли «внутренний фронт» в «экономической войне», которую, по словам Эрдогана, США ведут против Турции . Понятное дело, это грозит обернуться репрессиями в отношении «лирофобов».

Надо сказать, что после провальной попытки государственного переворота в 2016 году массовые репрессии в Турции стали обычным делом. Тогда по объявлению в связях с путчистами и их предположительным «духовным лидером» проповедником Фетхуллахом Гюленом (проживающем в США) были арестованы или уволены с рабочих мест десятки тысяч человек, включая военных, преподавателей, общественников и журналистов. По данным Комитета защиты журналистов (международная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке), Турция сейчас занимает первое место в мире по числу находящихся в заключении работников СМИ.

Если начать сажать за негативные посты про лиру — а Эрдоган, как видно, вполне может на это пойти — то лире это не сильно поможет, а вот долгосрочное доверие граждан к национальной валюте — обязательно подорвёт. Сильную валюту обычно не надо поддерживать репрессивными методами.

У турецкого ЦБ есть эффективный опыт борьбы со спекулятивными атаками на валюту, ведь это не первый валютный кризис в Турции. Но это первый кризис, в рамках которого Эрдоган поставил рулить финансами страны не профессионала, а своего зятя, да ещё и отказывается применять старые проверенные методы, чтобы его не посчитали слабым из-за вынужденного отказа от своей нынешней финансовой политики. Из-за этого, однако, турецкий лидер воспринимается всё менее адекватным, и это тоже не способствует стабильности лиры.