Полицейские войска – еще один тип сухопутных вооруженных сил, играющий важную роль на войне. К сожалению, неприятная реальность ведения боевых действий на чужой территории такова, что армия сталкивается с противодействием местного населения. В русскоязычной литературе устоялся термин «мирные жители» – термин исключительно неудачный, вводящий в заблуждение. Гораздо точнее англоязычный термин civilian, кальку с которого – «гражданский» – мы и будем далее использовать. Так вот, «гражданские» вовсе не обязаны быть «мирными», они не имеют никаких обязательств перед оккупирующими их войсками. Напротив, их обязательства перед Родиной требуют активного противодействия захватчикам.
Некоторые государства (например, Империя Чингиз-Хана или тоталитарные режимы XXв.) на этом основании уравнивали гражданских с военными, считая себя вправе применить против нелояльных гражданских неограниченную военную силу. Однако с точки зрения военного искусства это – редкостная глупость. Насилие – это дорогой ресурс. Расходуя регулярную армию против гражданских, вы лишаете себя части сил, нужных против армии врага. Кроме того, жертвы среди гражданских озлобляют население и усиливают противодействие. Поэтому даже если абстрагироваться от этических оценок – силовое противостояние с гражданскими нецелесообразно, если армия не имеет ресурсов для их полного истребления.
Поэтому в борьбе с нелояльными гражданскими необходимы специальные войска, обученные минимизировать потери среди гражданских и максимизировать психологический эффект. Такие войска можно назвать «военной полицией». Они могут применяться и при волнениях внутри страны, но особенно необходимы при действиях на чужой территории. Одна из главных слабостей армии США – отсутствие таких войск, из-за чего контроль над территорией им приходится поручать войскам местных правительств (например, иракского и афганского), которые сами крайне нелояльны. С этим же СССР столкнулся в Афганистане.
Российская Империя только к началу XXв. постепенно научилась применять военную полицию – тогда это была кавалерия, вооруженная нагайками. А всю губительность использования регулярных войск для подавления беспорядков показали и многочисленные рабочие волнения, и Революция 1905г. Но, конечно, более всего военную полицию применял СССР, в котором для этого существовали «Войска НКВД» [Народного комиссариата внутренних дел]. Идеологическими наследниками этого рода войск являются Внутренние войска России, Росгвардия.
Пограничные войска – еще один специфический тип войск, по способу организации близкий гарнизонным войскам, а по функциям – милиции. Они нужны для того, чтобы пресекать проникновение вражеских диверсантов через границу в мирное время, тем самым препятствуя ведению нерегулярной («гибридной», как ее нынче модно называть) войны. То, что сегодня выдается как необычное изобретение – на самом деле многовековая практика, ненадолго исчезнувшая лишь к концу XXв. С древнейших времен страны, не имеющие возможности официально объявить войну, используют «deniable forces» (силы, существование которых можно отрицать – в русском языке недавно появился достаточно устойчивый аналогичный термин «ихтамнет») для ведения нерегулярной войны. Это бывают как наемники, так и спецназ и даже – немало исторических примеров – специально созданные из уголовников отряды, которым обещана свобода и прощение преступлений за выполнение задания. При всей кажущейся эффективностью такого рода войны, на самом деле она ограничена одним простым соображением: если «ихтамнет», то «там никого и не было» после того, как их уничтожили.
С такими нерегулярными войсками можно, конечно, вести борьбу на своей территории силами милиции. Это не очень сложно, ведь нерегулярные войска заведомо ограничены в доступном им оружии, снабжении и т.п. Однако иногда проще не пустить врага через границу. Пограничные войска не мобильны, не имеют тяжелого оружия для боев с регулярной армией – однако этого и не требуется. В случае серьезного нападения их задача – продержаться до прибытия регулярной армии. В случае попытки прорыва нерегулярных частей – отразить атаку своими силами либо с помощью прибывшего на помощь подкрепления пограничных войск.
В истории России традиционным пограничным войском были казаки. Мало кто сегодня помнит, что это такое, но на самом деле казачество – войска, размещенные по границам Империи с целью их защиты от проникновения врагов. Причем именно по тем границам, через которые с наибольшей вероятностью могли приходить нерегулярные силы: турки и степные кочевники.
Со времен СССР в России есть специально организованные пограничные войска. Во времена СССР они хорошо проявили себя в боях на китайской границе. Однако сегодня пограничные войска подчинены ФСБ – что соответствует общей логике, в которой борьба с диверсантами и т.п. входит в компетенцию этой службы, а не местной милиции. Соответственно, этот тип сухопутных вооруженных сил в России официально существует, просто отнесен к другому ведомству и потому в список "вооруженных сил" не включается. Поскольку наш блог посвящен вопросам военной теории, а не актуальной политики, то я бы предпочел избежать обсуждения рациональности этой схемы (как и, например, эффективности нашей призывной системы). Это темы для совсем другого блога. Здесь я лишь подчеркну, что пограничные войска очень важны сегодня, когда нерегулярные войска все больше распространяются. Однако России тяжело создать эффективные пограничные войска, имея огромную незакрытую границу на юге.
С другой стороны, необходимо помнить: пограничные войска могут удержать на границе диверсантов и партизан противника, но они ничего не могут противопоставить повстанцам внутри страны. Выбор, где бороться с «ихтамнетами» (на границе или внутри страны) определяется происхождением этих сил. Если, например, противнику предпочитает финансировать повстанцев внутри страны, то и бороться с ними придется внутри страны, а пограничные войска могут только попытаться перекрыть источники финансирования (что небанально в современном мире с имеющимся многообразием денежных средств, инструментов и суррогатов).
Итак, сухопутные войска предназначены для борьбы с сухопутными войсками противника. Активную наступательную роль играют регулярные и нерегулярные армии. Для защиты от них собственной территории используются гарнизонные войска, милиция, полицейские войска и пограничные войска. Конечно, можно все эти задачи поручить регулярной армии – но это глупо. Регулярной армии неудобно бороться нерегулярным противником, а растрачивать ее силы на защиту тыловых объектов – попросту слишком дорого.
В следующей заметке мы поговорим о военно-морских силах: из каких типов флота они состоят.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в твиттере: @artofwartheory