Проект ART NOW галереи Тейт – это обращение к самому современному – здесь и сейчас – искусству. Этим летом галерея коснулась тему «женского» в искусстве – а точнее, презентации женского тела. Что это – пассивный объект созерцания или субъект, говорящий через свое тело, лицо, взгляд?
Вопрос уже давно стал ключевым для феминистского искусства. Острым ребром его поставили еще Guerilla Girls в постере, ставшим культовым для всего фем-движения – Do women have to be naked to get into museum? Здесь арт-активисты выступили против привычной схемы: женщина – муза, а не творец. Феминистские художники 60-х и 70-х годов часто обращались к вопросу о презентации женского тела. Стремясь придать ему иной статус – активное, действующее начало – они использовали его как инструмент. Например, обращались к перфомансу, как Вали Экспорт, Кэролин Шнееман или Ханна Уильке.
Телесность становится одной из ключевых тем для женщин в искусстве. Сейчас – в мире селфи – когда визуальный образ говорит больше, чем текст, эта тема приобретает особую остроту. Среди феминисток слово «объективация» звучит даже чаще, чем «искусство» – на страницах нашего паблика. Постоянно, в общем, звучит. Споры вокруг женского образа – будь то в искусстве или в рекламе – не угасают. И современные авторы не обходят этот вопрос стороной.
Лиза Брайс – молодой художник, чья выставка сейчас идет в галерее Tate Britain. Центральная фигура ее работ – это обнаженная женщина. Она самодостаточна: живет для себя, а не для стороннего взгляда. Зритель как будто случайно увидел фрагмент из ее жизни, но он – уже не тот «подглядывающий», ради кого существует жанр ню.
Субъект Лизы – где-то между абстракцией и репрезентацией: призрачные ню, исполненные зачастую в ее фирменном голубом цвете. Работы отличают и легкие намеки на творчество Дега, Мане, Пикассо или Валлотона – это чувствуется в позировках моделей. Только девушки на картинах мыслят и ощущают себя уже по-другому.