Найти тему

Вехи костюмного кино

Сначала был "Великий немой". И картинка там была важнее диалога и профессиональной игры. Драматизм и невероятные страсти. Подведенные углем глаза и черные губы. Метания перед камерой и заламывания рук. Для костюмного и исторического кино шились роскошные наряды и создавались масштабные декорации. Подгонялась массовка.

А что зрители? Вы еще спрашивайте! Кинематограф у женщин единственное утешение в жизни! Роковые любови и неземные страсти, которых, увы, не было в жизни ни у советской, ни даже у американской машинисточки.

Рудольфо Валентино и Глория Свенсон в фильме "За скалами" 1922.
Рудольфо Валентино и Глория Свенсон в фильме "За скалами" 1922.

Но вот наш "немой" заговорил! Озвучка стала трагедией для сотен кинозвезд, но счастьем для миллионов зрителей! Но тут уже понадобились талант, выразительный голос, четкая дикция и, неплохо бы, певческие данные. Хотя до эры музыкальных фильмов еще ой как далеко!

Королевы - Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Но их костюмные роли, думаю, мало кто помнит. Гарбо сыграла королеву Кристину и Даму с Камелиями. Дитрих - императрицу Екатерину II в довольно злобной, пропагандистской картине "Распутная императрица".

Зато многие я думаю смотрели "Марию-Антуанетту" 1938 года с менее звездной Нормой Ширер. И "Анну Каренину" с "Леди Гамильтон", где на заглавных ролях была блистательная Вивьен Ли. И там, и там невозможная любовь, порицание злобной общественности и личная трагедия невероятных женщин. Роскошные костюмы, музыка и замечательная игра прилагаются.

Но Каренина и Гамильтон будут позже. После великого чуда "Унесенных ветром". Думаю, не стоит петь гимн этой невероятной кинокартине - важнейшей вехе не только среди исторического, но и мирового кино. Классика, что тут скажешь.

"Унесенные ветром" 1939.
"Унесенные ветром" 1939.

После войны костюмных лент было заметно меньше. В основном - музыкальные фильмы с красивой и голосистой главной исполнительницей, но без особого сюжета.

А потом случилась эра Жана Маре. Она длилась около 20 лет, с середины 40-х по начало 70-х. Актер сыграл графа Монте-Кристо, Д'Артаньяна, капитана Фракасса, принцев, герцогов и королей. Зрителю Маре запомнился также по роли Фантомаса и его бесстрашного противника журналиста Фандора.

Европейский кинематограф 50-60-х больше склонялся к плащу и шпаге, а американский к вестернам и пеплумам. Самый знаменитый и чудовищно дорогой пеплум был снят в Голливуде. Это "Клеопатра" 1963 с роскошной Элизабет Тейлор в роли египетской царицы. Там, конечно, больше не сюжет цепляет, а голливудская богиня и красивая картинка.

Царь-птица -египетская царица.
Царь-птица -египетская царица.

70-е - 80-е - это уже эра британцев. Среди актеров больше всех Майкл Йорк высовывается. Их вариант Сергея Безрукова. Сыграл Д'Артаньяна и еще over 900 исторических чуваков разного калибра.

Мне все же как-то больше американец Чемберлен глянулся и его отец Ральф. Но кому что.

Из того времени еще очень хороши "Вальмон" (совместный фильм США с Францией) и британская опять же "Комната с видом".

В конце 70-х - 80-х и нашенский кинематограф потихоньку подтягивается. Сняли несколько неплохих костюмных мюзиклов плюс экранизации романов и театральных постановок плюс биографии. Очень-очень годно. "Пара-пара-парадуемся!" и "Не вешать нос, гардемарины!" (ну это уже на закате Совка).

В 90-е больше секса, цензура спала с нашего искусства, но зарубежное кино тоже почему-то тоже стало раскрепощеннее. Откровенные сцены из фильмов для взрослых переползают в костюмное кино. Из европейских - самый трэшевый - "Луи, король-дитя", самый яркий "Королева Марго".

В общем, во французских лентах того времени жестокости пополам с эротикой, в американских больше зрелищности и безупречных причесок, британцы экранизируют свою классику.

Из сохранившегося в истории - британские экранизации: "Грозовой перевал" 1992, "Джейн Эйр" 1996, и, разумеется, сериал "Гордость и предубеждение" 1995 года cо ставшим в одночасье знаменитым Колином Фертом.

Но на вершине хит-парада 90-х, конечно, "Титаник" Кэмерона!

Промо к "Титанику" 1997.
Промо к "Титанику" 1997.

К середине 2000-х уже сформировались довольно четкие категории костюмных фильмов.

Во-первых, это фильмы-биографии, чаще про известных женщин ("Золотой век", "Мария-Антуанетта", "Герцогиня", "Жанна Д'Арк и пр.) Чуть меньше про великих мужчин (типа "Александр", "Наполеон" и др.) Гламурная картинка, современная музыка, продуманные костюмы, обязательно история любви или преданности своему делу (можно совмещать). Эпик драма.

Во-вторых, экранизации и сериалы от ВВС и ITV. Костюмные и документальные фильмы. Самый-самый - "Аббатство Даунтон", бесконечно дорогой женским сердцам по всей планете сериал.

Промо к сериалу "Аббатство Даунтон" (2010 -?)
Промо к сериалу "Аббатство Даунтон" (2010 -?)

А есть еще и знаменитые английские детективы, экранизированные на своей исторической родине, также достойные признания и просмотра. Самый дамский и самый костюмный - "Леди-детектив мисс Фрайни Фишер"

И, в-третьих, фильмы про Средневековье. Чаще британские, но американские, европейские и российские тоже присутствуют. Гораздо менее прилизанные и причесанные. Средневековье в понимании режиссеров 2000-х - это грязь, насилие, кровь и секс. Много секса. Правильно, а чем еще рыцарям Храма еще заниматься.

И внезапно -"афроамериканцы при дворе короля Артура" - как это я называю. Ей-богу, политкорректность-политкорректностью, но слишком уж много темнокожих персонажей в средневековых картинах. Их ведь там вроде быть не должно? Правда, в основном, это фильмы жанра фэнтези и альтернативной истории.

В 2010-х все больше фильмов-ретроспектив XX века: обе Мировые, Америка 20-50-х годов, Британская Империя начала века, послевоенная Франция.

Наши клепают немудреные сериальчики про Сталина и Оттепель. Пышные юбочки, бабетты и прожженный несоветский взгляд. Кровавый режим, неуловимые мстители-стиляги и, конечно, лямур-тужур с подлецом, который ее бросит.

Ах, да! Из российского кина до кучи разных лент про Екатерин, Николаев, татаро-монгол и прочей историчности. Качество, как правило, весьма и весьма невысокое.

Кстати, в США появляется новый жанр - исторический боевик. Это вам не пером и шпагой, а кулаком в зубы. И, разумеется, "феменизмъ". Достойнейшее кино жанра - "Мушкетеры" Пола Андерсона. Это, действительно, что-то с чем-то.

Для того чтобы подкрепить основы западной политкорректности снимаются фильмы про известных гомосексуалистов. Им в принципе отдается довольно-таки значительное место в большинстве фильмов и сериалов, даже если в истории роль было не центральной. Рейтинги, знаете ли, надо поднимать. И не только за счет женской аудитории. Удачный пример - сериал "Версаль", сценаристы решили увеличить снизившуюся популярность, как раз за счет сюжетной линии однополой пары.

Сериал "Версаль" и полюбившаяся всем сладкая парочка.
Сериал "Версаль" и полюбившаяся всем сладкая парочка.

Сериалы становятся невероятно попсовыми - много штампов и альтернативных представлений об истории. Тут лишь бы зрителю потрафить. Он должен схавать и купить. Но смотреть все же можно. Хотя бы на красивые костюмы и интерьеры полюбоваться.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Не пожалеете!