Найти тему

Откуда берутся низкие цены туристических страховок: минное поле для туриста и туроператора

О том, почему на рынке туристического страхования не все ладно, какие «подводные камни» в страховках следует учитывать как туристам, так и туроператорам, и о том, как обезвредить «мину замедленного действия», заложенную сегодня под общий бизнес туроператоров и страховщиков, мы беседуем с исполнительным директором страховой компании ERV Юлией Алчеевой.

Исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева
Исполнительный директор страховой компании ERV Юлия Алчеева

- Юлия, мы с вами собирались поговорить перед «официальным» началом активного летнего сезона о том, на какие «подводные камни» обратить внимание туристов при приобретении страховки для выезжающих за границу. 

- Я бы оттолкнулась от этого вашего вопроса, но поставила бы его совершенно в ином ключе: на что надо обратить внимание тех, кто эти страховки добавляет к туру – туроператоров или тех, кто предлагает их туристу оформить дополнительно – турагентов.

Давайте поразмышляем вместе: а почему у нас турист должен вообще «разбираться» в условиях страховки и «подводных камнях» на уровне юриста и брокера? Почему у нас действует подход, что если не разобрался, то «сам виноват»?

Как так получилось, почему российский рынок туристического страхования вообще дошел до жизни такой, что потребителям обязательно надо выискивать «подводные камни» в своих страховках, выбирать «лучшее»?

Причем это касается практически всех сфер добровольного страхования – от КАСКО и страхования имущества до медицинского страхования туристов. А ведь тотальное недоверие потребителя, которое есть сегодня – это мощнейшая мина, заложенная под отрасль. Самими игроками заложенная, к сожалению.

- Интереснейший поворот темы. Давайте попробуем вместе разобраться. Если конкретизировать, в чем «симптомы болезни» нашего туристического страхования? Каков, кстати, уровень доверия к страховщикам, есть оценки?

- Симптомы всем видны, но о них почему-то не принято говорить вслух. Уровень доверия потребителя к нам ниже, чем к банкам, впереди нас по индексу недоверия – только СМИ. Готовность подать в суд на страховщиков у населения – вообще самая высокая среди всех отраслей. Почему это мы наблюдаем?

Казалось бы, у нас существует довольно понятный и внятный ФЗ 155, который регламентирует, что страхуется весь срок поездки туриста, оплачивается  экстренная и неотложная помощь, посмертная репатриация до места проживания и т.д. и т.п.

Но я каждый раз удивляюсь «творчеству» некоторых своих коллег по рынку – с  какой фантазией и изяществом им удается «втиснуть» в свои правила страхования все те самые «подводные камни», на которые потом нарывается на отдыхе наш потребитель.  А потребители очень не любят обман.

- Почему так происходит? Что заставляет страховые компании так действовать?

- Неправильная стратегия продаж в сочетании со стремлением к экспансии на рынке: заниженная цена полиса и высокие комиссии страховщиков для продавцов. А если говорить прямо – недальновидность в построении бизнес-планов.

Для того чтобы уменьшить конечную цену полиса в процессе «завоевания» заказчика и при этом платить этому самому заказчику высокую комиссию, страховщики вводят множество ограничений и исключений в своих полисах. И это не только вредит туристам, но и разрушает сам рынок.  

Я думаю, никому не надо объяснять, что за риски мы берем на себя, что такое жизнь и здоровье человека. Надеюсь, не надо объяснять и то, что страховая компания – это предприятие, предназначенное для получения прибыли. А поэтому и туристам, и туроператорам, и турагентам надо понимать один простой жизненный факт: не бывает широкого покрытия в страховке при ее низкой цене. Не бывает его и при высокой комиссии продавцу.

Низкая цена полиса всегда означает заведомо плохой страховой продукт для потребителя – с оговорками, скрытыми лимитами, ограничениями, низким уровнем клиентского сервиса. И самое главное, что сам потребитель практически никак не способен повлиять на это: за него все решили. Туроператор со страховщиком, банк с авиакомпанией, да и страховщик напрямую – в онлайн сегменте и т.д.

Но самое страшное, что существующий демпинг на рынке туристического страхования – порожденный, кстати, самими страховщиками – приводит, фактически, к разрушению ценности самого страхового продукта. К разрушению доверия – не только доверия к самим страховщикам. Туроператоры, которым продают дешевые полисы, тоже расплачиваются доверием своим туристов. Ведь низкая цена полиса неизбежно приводит к тому, что туристам отказывают в помощи или выплатах.

- А насколько велик сегодня масштаб этой проблемы: много ли компаний экономят на выплатах туристам и как? Подозреваю, что здесь нужен какой-то особый экономический анализ, в котором не каждый и разберется – как в мелком шрифте в договоре?

- Нет, все не так. Для понимания ситуации вовсе не надо быть юристом или бухгалтером. Возьмем, например, последний, вполне доступный, рэнкинг агентства «Эксперт РА» по туристическому страхованию. Что мы в нем увидим?

А увидим мы весьма странную картину: совершенно разные проценты частоты выплат из объема застрахованных клиентов.

Статистика неумолима и всем известна: из 70 отправившихся на отдых туристов в среднем с одним происходит что-либо, требующее обращения за медицинской помощью в стране пребывания. У ERV, например, коэффициент выплат соответствующий этой пропорции – 1,6.

Давайте пойдем дальше. Туристы у всех игроков рынка туристического страхования одни и те же, а значит, для них для всех должна действовать эта закономерность. Правильно? Правильно.

Догадайтесь теперь, чем же можно объяснить, что у одного страховщика в этом рэнкинге число выплат по страховке в шесть (!) раз меньше, чем у нас, у другого – на 40% меньше и так далее. Может быть, чьи-то туристы особенные и меньше болеют?

На самом деле вопрос, конечно же, риторический. Все дело, как я уже говорила, в низкой цене полиса и высокой комиссии продавцу. Как такая цена складывается? Условно цепочка выглядит так: менеджер по продажам сначала заключает успешную сделку, «поймав» туроператора за копеечную цену полиса и хорошую комиссию.

В результате компания получает или прямо заранее планирует убыток. Далее, чтобы убыток покрыть, она нанимает «претензионный отдел», а потом и армию юристов-«отказников», которые массово пытаются из любого страхового случая сделать нестраховой. А еще одна гвардия экспертов нанимается для того, чтобы писать такие правила страхования, чтобы первым было легче отказывать.

- Что в таком случае пишется на этих десятках «лишних» страниц правил страхования? На чем может «погореть» турист на отдыхе?

-  К сожалению, в ряде случаев «погореть» может практически на всем. И в самом прямом смысле. Так, в некоторых компаниях сейчас список заболеваний, исключенных из покрытия, занимает две страницы. Мы составили список самых частых исключений, которые страховые компании вводят в свои правила. Вот послушайте и оцените сами.Про ваш термин «погореть»: исключаются из покрытия солнечные ожоги и термические удары (и это на летнем-то отдыхе).

Исключаются аллергии (!). Случаи обострения хронических заболеваний (исключаются или понижаются лимиты по их лечению – и это делают два крупнейших страховщика на рынке!).

Далее – травмы, связанные с водными горками, аквапарками, катанием на ватрушках и даже «подвижными играми в воде» (то есть туристам в турецких отелях надо сидеть в номере?).

Не попадают под покрытие часто эпилепсия и инсульт (???), и почему-то очень часто – ....

... ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

.