Найти в Дзене

Набросок к аллегорическому осмыслению "Над кукушкиным гнездом" Кена Кизи.

Этот текст был когда-то написан, как некое послевкусие от книги Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом". Читать оный можно, если свежо воспоминание от прочитанного в произведении. Если кого-то подвигнет перечитать эту замечательную книгу, то welcome. Он не претендует на достоверность. Он лишь попытка понять "что это было"...

Если использовать юнгиановскую "архетипическую" терминологию, то можно указать на несколько следующих моментов. Книга - это некая реальность, некое пространство, отдельный мир. Но реальность не самостоятельная - она символически отображает реальность вообще, тот мир, в котором все мы живем. Мисс Гнусен воплощает "зло", ну или, как минимум, является служителем зла. Её антипод (нет, это не МакМерфи) - это один из её "пациентов" Билли Биббит. Он как условный святой (или, исходя из контекста книги, блаженный), как некий ботхисатва, который независимо от окружающих его стен лечебницы по мере развития сюжета оказывается на какой то миг свободным даже внутри этой уничтожающей людей системы. Теперь МакМерфи . Это "герой" и, одновременно, некий пророк - провозвестник и непосредственный созидатель изменений. Он как символический Данко ведет за собой людей, и как любой "герой" вынужден принять мученическую смерть в неравной схватке со злом. Кто же тогда Вождь? Это архетип "мудреца", это старый, много повидавший "аксакал с посохом" (ну или, немного иронии, со шваброй), который занят спокойным созерцанием окружающей реальности. Он молча наблюдает за происходящим вокруг и ждёт...

Билли Биббит познает момент истины, он освобождается, но как любой "святой" он прежде всего человек и (ох уж это "человеческое, слишком человеческое") пытается донести эту "благую весть" до окружающих и, в первую очередь, до Гнусен. Тут можно вспомнить аналогию с ботхисатвой. Ботхисатвы всегда после просветления возвращаются к людям, чтобы научить их своему опыту. Он как бы говорит ей - смотри, я свободен, я освободился даже внутри этих "стен", откажись от "зла", идем со мной, смотри - жизнь, она здесь и сейчас и она прекрасна. Но Гнусен слишком давно жестко манипулирует окружающими, и она не может отказаться от этого. Если до этого как-то ещё можно было "оправдывать" её поведение, то теперь она делает окончательный выбор в пользу "зла". Она боится этого стихийного проявления человечности в лице "освободившегося" Билли и окончательно "ломается" - зло пожирает и захлестывает её. Она как бы отвечает ему - твоя человечность мне не нужна, лучше умри, но твою свободу я никогда не приму как данность, я ненавижу все человеческое, что ты из себя представляешь. Билли, понимая, что проиграл, что не смог донести "благую весть" - умирает...

В игру вступает МакМерфи. Он, как любой "герой" уверен, что "добро должно быть с кулаками" и что, вступив в открытую схватку со злом, зло можно остановить. Но зло питается добром, и Гнусен "пожирает" (уничтожает) МакМерфи. Причем символично, что "зло" как бы издевается над МакМерфи, оно даже отказывает ему в достойном "уходе", превращая его в "овощ" на границе того и этого миров...

И наконец, тут заявляет о себе Вождь. Он, как любой мудрец, многократно оценивший происходящее во время своего "молчания", действует по принципу минимальных усилий с максимально возможным в данной ситуации коэффициентом полезного действия. "Несколькими движениями" он расправляется с, или, как минимум, наносит серьезный удар по злу. Первым делом он завершает символическое превращение МакМерфи в подлинного героя - дает ему право достойно уйти и сразу после этого лишает зло возможности питаться своим "зависимым положением" и показывает окружающим, как на самом деле можно по настоящему бороться в данной ситуации - просто уходит из этого ареала зла, оставляя последнее без так необходимой последнему "пищи".