Начало ХХ века. Черная речка - место смертельной схватки Пушкина и Дантеса. Два человека стоят друг напротив друга с револьверами: один в ярости, другой - в растерянности. Что привело их к барьеру?
Жизнь поэта Максимилиана Волошина прошла под знаком творчества и гуманизма. Дом Волошина в Коктебеле стал приютом для всех литераторов независимо от их литературных и культурных предпочтений. В гостях у Волошина поэты и писатели могли спокойно творить, отдыхая от забот суетного мира.
Гуманизмом пронизано стремление Волошина дать приют любому солдату времен Гражданской войны. Белый или красный - политические взгляды не имели для Волошина ценности, а единственное сокровище в его представлении составлял сам человек, судьбу и жизнь которого нужно сохранить и спасти. А началось стремление Волошина помогать людям с одной истории.
1909 год. Малоизвестная поэтесса Елизавета Дмитриева тщетно пытается опубликовать свои стихотворения в журнале «Аполлон», но не вызывает у редакции интереса к своей персоне. Окончившая Сорбонну, знающая средневековую культуру Дмитриева имела все шансы войти в круг русских символистов, если бы не одно но. Неэлегантная и некрасивая хромая девушка не создает у редакции журнала «Аполлон» впечатления, что она способна на тонкое лирическое чувство, и главный редактор Сергей Маковский не принимает ее произведения к печати.
Тем временем Дмитриева на одном из поэтических заседаний знакомится с Волошиным. Тот влюбляется в нее особой, почти наставнической любовью, которую пронесет потом через всю жизнь. Несправедливость в положении Дмитриевой не может не взволновать душу поэта, и он придумывает для нее выход.
Однажды в редакцию «Аполлона» приходят стихи от некой Черубины де Габриак. Надушенные листки переложены сухими цветами, а в пылких строках описывается средневековая Испания, подвиги рыцарей, аристократизм и поразительная красота поэтессы, возвышенная душа которой угнетаема страданиями.
Вот она, мистически далекая и непостижимая поэтесса, которую так ждали модернисты! Редакция «Аполлона» очарована и немедленно печатает всю подборку. Поэтесса пленяет и читателей журнала. Но сама она будто нарочно остается в тени. Черубина не появляется на выставках и поэтических собраниях, не присылает фотографий, не рассказывает о своей жизни.
Черубина де Габриак становится первой поэтессой России. Поэт Николай Гумилев влюбляется в нее и отправляет ей пылкое письмо с мольбами о встрече. Но Гумилев не знает, что в то самое время, когда он взволнованно говорит о Черубине на собраниях поэтов, его далекая возлюбленная сидит прямо напротив него с сияющими от удовольствия глазами. Елизавета Дмитриева (а именно она скрывается за фигурой Черубины!) находится здесь же рядом с Волошиным, который из желания помочь поэтессе и придумал эту мистификацию.
С самой Дмитриевой Гумилев равнодушен и холоден. Недоуменно пожимает он плечами, когда Дмитриева дрожащим голосом рассказывает ему историю о преследующем ее двойнике. Была то нарочная выдумка или действительно разыгравшееся воображение девушки пугало ее? Попытка заинтересовать Гумилева не удается, и провожать Дмитриеву вызывается совсем другой человек. Контраст чувств Гумилева к Черубине и самой Дмитриевой больно ранит поэтессу. Расстроенная, она признается своему провожатому, кто именно скрывается за фигурой Черубины.
Обман раскрылся, литературный Петербург возбужденно обменивается последними новостями, а гордость влюбленного в Черубину Гумилева уязвлена. Распространяется слух о том, что Гумилев стал подсмеиваться над Дмитриевой, называть ее сумасшедшей, считающей, что ее преследует двойник. Узнав об этом, Волошин в защиту чести Дмитриевой дает Гумилеву пощечину. Гумилев вызывает обидчика на дуэль.
Кажется, все в окружающем мире хочет помешать этой, по сути, нелепой и никому не нужной дуэли. Машина Гумилева застревает в сугробах. Волошин теряет в глубоком снегу калошу и долго ищет ее с секундантами. Он растерян: нельзя отрицать косвенную вину Волошина в случившемся, долю его ответственности перед обманутым Гумилевым. Сам Гумилев решителен и яростен. Обманутый в лучших чувствах и оскорбленный, он поторапливает нарочно медлящего Волошина и готовится к решающей минуте.
Нервы Гумилева не выдерживают напряжения: стреляющий первым, он промахивается. Курок на револьвере Волошина, абсолютно не умеющего стрелять, дважды дает осечку. Третьего выстрела секунданты не допустили, сославшись на правила. Последняя дуэль в русской литературе завершена, а ее участники становятся предметом осмеяния в светских кругах.
Но хуже всех в этой ситуации приходится несчастной Елизавете Дмитриевой. На фоне Черубины де Габриак, степень красоты которой зависит только от силы человеческого воображения, Дмитриева кажется еще более неприглядной и серой. Ползут слухи о том, что все стихи за нее создавал Волошин. От Дмитриевой отворачиваются многие друзья. Она сломлена и подавлена.
В итоге Дмитриева уехала на Урал. Сохранилось прощальное письмо поэтессы к Волошину. Дмитриева решает больше не писать стихи. Волошина она не винит: ведь она сама согласилась на мистификацию, уверенная в том, что ее поэтическая звезда вот-вот взойдет на небосклон. Но жизнь распорядилась иначе.
Волошин утверждал, что никогда не переставал любить Елизавету Дмитриеву. В случившемся он не мог не винить себя: именно он подал идею превратить Дмитриеву в таинственную Черубину. Стремясь помочь возлюбленной найти поэтическое признание, желая, чтобы вся Россия прониклась ее необыкновенными стихами, Волошин разрушил ее жизнь.
Гуманист Волошин потерпел первое поражение. Но поражение это не означало проигрыш. Всю свою жизнь Волошин посвятил не только поэтическому творчеству, но и помощи нуждающимся в защите, крове, совете. Широкая душа поэта не признавала насилия над любым живым созданием. Неразделение людей на близких и далеких, чужих и родных, друзей и врагов всегда пронизывало дом Волошина в Коктебеле, обитель спокойствия и творчества.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.