Найти в Дзене

Дервиши - кто они на самом деле?

Данная тема настолько непроста и многогранна, что в масштабах отдельно взятого материала не описать трансформацию и структурные изменения общин дервишей разных частей Азии и в Османской империи на протяжении веков. Но в емкой и сжатой форме можно дать представление о том, почему дервишей старались отдалять от двора султана.

Возникшее в 7 веке нашей эры мистическое учение суфиев (в иранских источниках это и есть дервиши, и далее одно не отделимо от другого) было основано на самой критичной и категоричной форме поклонения — на аскезе. Это были люди, решившие искать бога вне мирской жизни. Они отказывались от всего, что вместе с семьей, бытом, ответственностью гражданина, отвлекало от погружения в глубокое, вдумчивое размышление о боге. На этом был построен суфизм, на этом он сейчас и держится.

В исламе периода правления султана Сулеймана пышным цветом цвела исламская справедливость, какой ее считал сам правитель. Это не было безупречным следованием учению пророка, так как Сулейман во главу угла меньше всего ставил истинно божественную часть Корана, увлекаемый обычным земным тщеславием. И об этом не боясь и открыто могли говорить все дервиши, так как их безупречность в вере под сомнение поставить не мог никто.

Есть у дервишей вызывающая, смертельно опасная в ряде исламских общин цитата: «Коран состоит из исторической, биографической и духовной части. Люди могут невольно ошибаться в трактовке исторической и биографической части, но в духовной не ошибиться — этим путем мы и следуем». Школы различных богословов и разных периодов истории, действительно, несколько неоднозначно трактуют те или иные суждения и факты из Корана (тафсир).

Утверждение о том, что часть богословов могла неверно представлять историко-биографическую часть жизнеописания пророка, может стоить жизни любому дервишу и сегодня. Особенно где-нибудь в Афганистане, где не будут долго разбираться в духовных измышлениях дервиша, а попросту казнят на площади, как смутьяна. Но обычно дервиша спасает безупречное, наизусть цитируемое знание Корана.

Дервиш отрицает востребованность богом — семейной и гражданской формы жизни человека, как обязательства перед собой (перед богом). Дервиш отказывается от всего: от семьи и женщин, от излишне питательной и вкусной пищи, от сладостей и от праздности. Дервиш старается не связываться с деньгами, так как с ними одновременно наступает обязательство закята - обязательных отчислений общине. От заката и до рассвета дервиш либо бесплатно трудится на благо верующих (как Бахауддин Накшбанд, подметавший улицы Бухары), либо странствуя, в лишениях познает бога во всем.

Парадокс, но во времена не менее категоричного и карающего ислама, в Османской империи, подобные суждения дервишей иногда находили отклик в душах неокрепших, молодых людей, и они уходили в пустыни вместе с дервишами-пилигримами.
Именно с тех пор пошла сначала сомнительная слава дервишей, как «совратителей юношей», а затем и вовсе появились какие-то странные ордены танцующих дервишей. Не исключено, что по одобрению духовенства именно в период султана Сулеймана, погрязшего в тщеславии, запустилась дискредитирующая дервишей машина. И даже стали появляться какие-то оседлые ордены местных «дервишей».

Определенная модель поведения кружащих в танце упитанных мужчин, какими сегодня можно видеть дервишей Египта и Турции, отчасти напоминает танцы бача (гомосексуалистов Афганистана), и не имеет ничего общего с реальной школой суфиев, аскетов и искателей божественной силы. Как можно понять из общих представлений о суфиях и дервишах, внимания к своей персоне таким образом они не искали никогда.

Если вам понравилась статья, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал "Восточная сказка".