Сегодня, размышляя о теме будущей статьи, прокручивая в голове варианты того, о чем хотелось бы сказать своим читателям, я пришел к мысли о том, что чувствую сильную потребность поговорить вот о чем. Все мы примерно представляем то, что нам следует делать как родителям – заботиться, помогать расти, обеспечивать всем необходимым, рассказывать о том, как устроен мир, любить, проявлять нежность, поддерживать и думать о безопасности наших детей. Но не менее важной мне представляется задача помощи ребенку в поддержании постоянного контакта с его личностными особенностями, характером, с его личностью в целом.
Почему это очень значимый момент? Дело в том, что воспитательный процесс в нашей стране построен таким образом, что вынуждает детей отчуждать свою личность, оставляя во внешнем мире только такие свои проявления, которые одобряются и поощряются родителями. Таким образом, постепенно локус контроля (ответственности) помещается вовне, находится в других, значимых людях. У растущего ребенка теряется доверие к себе, к своим чувствам и потребностям, своим решениям. Все это отдается на откуп своим близким. И вот, по прошествии лет, в кресле, на приеме у психолога, такой человек, рассуждая о своей жизни, теряется, постоянно нуждается в чужих советах и рекомендациях, так как «со стороны виднее», спрашивает разрешения на что-либо.
Как же мы можем помочь нашим детям в поддержании контакта с самим собой? В первую очередь, признавая и называя вслух его чувства. «Ты сейчас злишься?»; «Ты расстроена …»; «И ты тогда, обрадовался?»; «Тебе понравилось?»
Также мы можем спрашивать ребенка о его личностных особенностях: «Расскажи, а какой ты?»; «Общение с какими людьми тебе нравится?»; «Скажи, в чем ты силен, а что не удается?»; «Что может помочь тебе справиться?»; «Чему ты хочешь научиться?»; «Как этого достичь, у тебя есть план?»
Далее, мы можем повышать его доверие к собственным решениям: «Гениально, как это тебе пришло в голову? Я бы ни за что не догадался!»; «Как ты это решил?»; «Я верю, что ты осуществишь задуманное!»; «Какой интересный рисунок у тебя получился!»
И не забываем о высказывании своей радости при общении: «Здорово мы с тобой сходили в кино!»; «А помнишь, как мы смеялись?»; «Мне нравится с тобой играть!»; «Доброе утро, я рад тебя видеть!»
Действуя так, мы сможем способствовать тому, что наши дети вырастут психологически здоровыми, уверенными в себе, талантливыми и счастливыми людьми.
Сегодня, размышляя о теме будущей статьи, прокручивая в голове варианты того, о чем хотелось бы сказать своим читателям, я пришел к мысли о том, что чувствую сильную потребность поговорить вот о чем. Все мы примерно представляем то, что нам следует делать как родителям – заботиться, помогать расти, обеспечивать всем необходимым, рассказывать о том, как устроен мир, любить, проявлять нежность, поддерживать и думать о безопасности наших детей. Но не менее важной мне представляется задача помощи ребенку в поддержании постоянного контакта с его личностными особенностями, характером, с его личностью в целом.
Почему это очень значимый момент? Дело в том, что воспитательный процесс в нашей стране построен таким образом, что вынуждает детей отчуждать свою личность, оставляя во внешнем мире только такие свои проявления, которые одобряются и поощряются родителями. Таким образом, постепенно локус контроля (ответственности) помещается вовне, находится в других, значимых людях. У растущего ребенка теряется доверие к себе, к своим чувствам и потребностям, своим решениям. Все это отдается на откуп своим близким. И вот, по прошествии лет, в кресле, на приеме у психолога, такой человек, рассуждая о своей жизни, теряется, постоянно нуждается в чужих советах и рекомендациях, так как «со стороны виднее», спрашивает разрешения на что-либо.
Как же мы можем помочь нашим детям в поддержании контакта с самим собой? В первую очередь, признавая и называя вслух его чувства. «Ты сейчас злишься?»; «Ты расстроена …»; «И ты тогда, обрадовался?»; «Тебе понравилось?»
Также мы можем спрашивать ребенка о его личностных особенностях: «Расскажи, а какой ты?»; «Общение с какими людьми тебе нравится?»; «Скажи, в чем ты силен, а что не удается?»; «Что может помочь тебе справиться?»; «Чему ты хочешь научиться?»; «Как этого достичь, у тебя есть план?»
Далее, мы можем повышать его доверие к собственным решениям: «Гениально, как это тебе пришло в голову? Я бы ни за что не догадался!»; «Как ты это решил?»; «Я верю, что ты осуществишь задуманное!»; «Какой интересный рисунок у тебя получился!»
И не забываем о высказывании своей радости при общении: «Здорово мы с тобой сходили в кино!»; «А помнишь, как мы смеялись?»; «Мне нравится с тобой играть!»; «Доброе утро, я рад тебя видеть!»
Действуя так, мы сможем способствовать тому, что наши дети вырастут психологически здоровыми, уверенными в себе, талантливыми и счастливыми людьми.