Партизанская редакция не могла базироваться на одном месте, она передвигалась по глухой пуще вместе с отрядами. Каждый раз надо было перевозить, а зачастую перетаскивать довольно громоздкое типографское и редакционное имущество. Летом мы обычно располагались под куполом натянутого парашюта. Случалось и так, что наборную кассу пристраивали прямо на пеньке под открытым небом. Неподалеку, примостившись поудобнее, наш печатник Михаил Радкевич в окружении связных и разведчиков, с нетерпением ожидавших свежий номер газеты или листовку, делал оттиски на портативной печатной машине.
Письма читателей из городов и деревень часто появлялись на страницах партизанских газет. Помню, однажды пришли в редакцию партизанские разведчики и вручили мне одно такое.
— Передал крестьянин из деревни Полдорожье, просил напечатать в партизанской газете.
Мы напечатали это письмо. Вот о чем писал крестьянин Казимир Дощечка (подлинную его фамилию мы, разумеется, не указали):
«Ожили крестьяне пашей деревни с приходом Советской власти. Согретые солнцем Советской Конституции, свободно вздохнули мы. Честно трудились, строили счастливую и радостную жизнь. Дети наши получили возможность учиться и быть людьми. Одеты были мы и обуты, забыли думать о соли и керосине.
Но вот налетела на нашу родную белорусскую землю немецкая саранча и закрыла ясное солнце над нами. Потянулись дни чернее ночи.
Как-то летом немецкие разбойники ворвались в нашу деревню и стали устанавливать свой «новый порядок». А их «порядок» известен: бить, жечь, мучить, угонять на смерть и каторгу. Меня и мою семью, а также еще более двадцати односельчан загнали людоеды в сарай и забросали гранатами. Потом немецкие изверги стреляли в людей из пистолетов. Натешившись над невинными людьми, палачи подожгли сарай.
Гитлеровские негодяи развлекались зрелищем погибающих в огне детей, женщин, стариков и не ушли от горящего сарая до тех пор, пока не умолкли стоны и крики несчастных людей. Мне и еще двум мужчинам удалось бежать из огня.
В тот день людоеды дотла сожгли нашу деревню и замучили сто восемьдесят невинных жителей.
Но фашистские палачи не убили в наших сердцах надежду на светлое будущее. Мы верим, что Красная Армия придет и освободит нас от немецкой чумы. Этот радостный час освобождения мы приближаем, оказывая помощь и поддержку нашим сынам-партизанам, мужественно сражающимся с немецкими варварами в тылу.
Казимир Д., крестьянин деревни П.»
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!