В реальности Звездных Войн большая часть сражений происходила не в космосе, а на поверхности планет. Республиканское командование регулярно сталкивалось с активностью отдельных сепаратистов, недобитыми феодалами, повстанцами всех сортов и размеров, а также с пиратами, работорговцами и контрабандистами, которые не могли постоять за себя на орбите, но были способны оказать активное сопротивление на земле.
Конечно же в планетарных битвах участвовала тяжелая техника (танки и ходуны), способная нанести серьезный урон сухопутным частям Империи. Для противодействия боевым машинам противника республиканские, а позже и имперские войска использовали орбитальные истребители (флот в этом случае бросал в бой T/B). Эффективность подобной техники была низка, поскольку космические «штурмовики» имели малую атмосферную скорость и обладали низкой маневренностью. Этих недостатков были лишены атмосферные истребители, не имеющие ни щита, ни гипердрайва, но способные нести под своими крыльями внушительный арсенал оружия.
Во времена Войн Клонов, основной атмосферной машиной Республики был Incom PTB-625 – тяжелый бомбардировщик, основанный на платформе орбитального истребителя Z-95 Headhunter. Эта машина широко использовалась флотом Республики с самого начала Клонического конфликта, а после попала в войска территориальной обороны многих отсталых и феодальных миров. Экипаж атмосферного бомбардировщика насчитывал 5 человек. Вооружение PTB-625 состояло из 2 сдвоенных лазерных пушек, сдвоенного автобластера и системы сброса протонных бомб. К моменту начала Гражданской войны PTB-625 считался хоть и популярной, но основательной устаревшей машиной, не способной принимать участие в современной планетарной войне.
Концепция штурмового атмосферного истребителя была опробована Имперцами за несколько лет до Битвы при Явине. К началу восстания на вооружении имперских войск планетарной обороны состоял вполне современный аппарат – Tie Striker. Фактически, это был глубоко модифицированный T/F, рассчитанный на ведение боевых действий внутри газовой атмосферы.
Tie/Sk был вооружен 4 лазерными пушками L-S9.3, 2 тяжелыми лазерными пушками H-s1, а также протонными бомбами, при помощи которых машина могла проводить штурм вражеских позиций. Экипаж истребителя состоял из двух человек: пилота и стрелка-бомбардира. Поздние модификации Tie/Sk не нуждались в стрелке, которого заменил роботизированный помощник. Стоит отметить, что в отличие от республиканских атмосферных истребителей Tie/Sk мог покидать атмосферу планеты. Однако его эффективность в космическом бою была довольно низка.
Tie/Sk активно использовались имперским флотом на всем протяжении Галактической гражданской войны. Позднее, часть этих машин досталась Imperial Remnants, которые бросали их в бой против атмосферных истребителей Новой республики.
В качестве основной боевой машины, действующей в пределах планетарной атмосферы, повстанцы выбрали T-47 производства Incom Corporation. Изначально эта машина использовалась для перевозки грузов, но повстанцы быстро произвели ее штурмовой вариант, оборудованный гарпуном и двумя лазерными пушками CEC AP/11. Экипаж T-47 состоял из двух человек: пилота и руководителя погрузки (в штурмовой версии его заменили стрелком).
Помимо стандартной версии T-47, отлично зарекомендовавшей себя на Хоте, повстанцы создали swamspeeder – способный плавать, sandspeeder – с улучшенной системой фильтрации и охлаждения двигателя, skyspeeder - классический атмосферный истребитель с форсированными двигателями и aquaspeeder – вариант Т-47 умеющий погружаться под воду.
Через 10 лет после битвы при Явине Incom создала улучшенную версию skyspeeder-а, известную, как T-47I.
Еще одной модификацией T-47 стал T-47 Tachyon. Эта хорошо бронированная и быстрая машина пилотировалась одним пилотом и была ориентирована на атмосферный воздушный бой с типовыми имперскими истребителями. Согласно некоторым данным, на основе T-47 Tachyon империя пыталась сделать собственный планетарный перехватчик, который так и не был воплощен в металле.
Столкнувшись с повстанческими Т—47, имперские военные разработали собственный аналог этой удачной машины, известный как Mobquet Shark. Этот тяжелый, оборудованный турелью планетарный истребитель не нашел широкого применения в имперских боевых частях, поскольку у повстанцев не имелось подходящих для него целей: AT-AT и танков.
Наконец, свой вариант T-47 выпустила имперская корпорация Barresin. Адаптированный вариант 47-го, получивший название Deathhawk, применялся имперскими войсками во время Первой Гражданской войны. Экипаж машины состоял из двух человек, тогда как вооружение Deathhawk насчитывало две лазерных пушки. Судя по всему, конвертированный T-47 применялся на Внешнем рубеже и в отдаленных колониях.
Дальнейшим развитием 47-го стали экспериментальные T-77 (использовался Новой республикой во время операции Shadow Hand) и T-81. Последние, несмотря на все свои преимущества, так и не поступили на вооружение регулярных республиканских частей.
Помимо корпорации Incom созданием атмосферных истребителей занималась ассоциированная с повстанцами Slayn & Korpil. Вскоре после битвы за Хот ее инженеры создали AHS-1, планетарный штурмовик, ориентированный на уничтожение тяжелых имперских машин (в частности AT-AT). Корпус машины был спроектирован на основе B-Wing, при этом вооружение AHS-1 состояло из: 2 лазерных пушек KL5, 1 счетверенного бластера Thunderbolt 595, установки протонных торпед и 4 ракет класса воздух-поверхность GX-15. Управление машиной было возложено на плечи единственного пилота.
Несмотря на внушительную огневую мощь AHS-1 обладали низкой скоростью и отвратительной маневренностью из-за чего проигрывали дог-файты любым видам имперских истребителей.
После завершения Первой гражданской войны республиканские военные продолжили разрабатывать истребители, способные действовать в газовой атмосфере.
Очередной разработкой стал V-Wing Airspeeder (эту машину не стоит путь с космическим V-Wing-ом эпохи Клонических войн). Атмосферный перехватчик, созданный инженерами Slay & Kopril был вооружен двумя бластерными орудиями. Во время последующих войн машина использовалась в качестве истребителя планетарной обороны. Кроме того, V-Wing-ы могли быть доставлены в атмосферу планеты при помощи специального десатного корабля V-Wing Speeder Transport.
Боевой дебют атмосферного V-Wing-а состоялся через 10 лет после битвы при Явине, в сражении при Каламари (Rogue Squadron против Разрушителей Миров). Позже эта машина защищала небо Корусканта во время вторжения Юужань Вонгов.