Как мы выяснили ранее, дизайн служит прежде всего функциональности и удобству, и только затем – визуальной привлекательности. Точно такой же принцип используется и при создании фирменного стиля для брендов.
Цвета, шрифты, логотип и другие элементы придумывают и подбираются не по степени привлекательности, а по способности решать конкретные задачи, которые стоят перед фирменным стилем, и по планам на его дальнейшее применение. Что такое фирменный стиль, зачем нужен и как создается – далее в статье.
Что такое фирменный стиль?
В фирменном стиле нет случайных элементов ради украшения. Все служат единой цели – эстетическому и идеологическому отделению конкретного бренда от всех его конкурентов.
Фирменный стиль еще называют айдентикой, brand ID. Именно фирменный стиль должен создавать имидж фирмы и решить три задачи:
• Обеспечивать бренду узнаваемость, выгодно отличать компанию от всех прочих в данной нише;
• Служить рекламным целям. Любая вещь, оформленная в фирменном стиле определенного бренда уже служит рекламой – платок с логотипом, блокнот, униформа сотрудника, упаковка продукта. Везде элементы фирменного стиля должны выглядеть привлекательно и интересно;
• Способствовать установлению доверительных отношений между клиентом и компанией. Если один из продуктов бренда понравился и вызвал доверие, скорее всего люди будут доверять всей линейке. А ассоциативному объединению различных продуктов и послужит корпоративный стиль.
Вспомните, как часто случалось купить какую-либо вещь только потому, что вам понравился дизайн упаковки, и цвета в особенности. Так поступают примерно 90% покупателей, а потому компании тратят большие суммы на исследования рынка, чтобы выявить, что именно вызовет у покупателей наибольшую симпатию и желание совершить покупку.
Почему фирменный стиль необходим для любой компании?
Фирменный стиль создается вовсе не исходя из соображений красоты и эстетики. Все элементы фирменного стиля должны служить определенной цели и работать на нее.
Рассмотрим некоторые составляющие фирменного стиля:
1. Название;
2. Логотип;
3. Слоган;
4. Фирменная одежда;
5. Оформление офисного помещения;
6. Оформление сайтов и приложений;
7. Полиграфическая продукция;
8. Брендбук.
Название фирмы должно выполнять сразу несколько функций. Отражать суть работы компании, хорошо запоминаться и, желательно не иметь фонетических аналогов.
Представьте, что компанию назвали каким-либо именем, в честь владельца, или часто встречающимся абстрактным понятием. Что в итоге? Компанию будет очень сложно отличить от конкурентов и запомнить в принципе.
Кроме того, если вы введете подобное скучное и распространенное название в поисковик, то наверняка он найдет множество подобных фирм, но не вашу. Поэтому небольшой секрет – для компании лучше подбирать название, которое не будет встречаться часто. Выберите редкое, но хорошо звучащее и подходящее по смыслу слово.
Логотип – буквенный, иконический или комбинированный – в любом случае, это изображение, которое должно ассоциироваться с вашей компанией, вызывать в памяти бренд.
Работа над логотипом подразумевает концентрацию на целях компании, основной идее, использовании заранее определенных цветов, шрифтов и т. д. Логотип должен быть простым, чтобы покупателю было легко его запомнить. Кроме того – универсальным и одинаково хорошо смотреться как на кружке, так и на хвосте самолета;
Слоган – должен опять же отделять вас от конкурентов. Абстрактные мотивирующие фразы уже вызывают улыбку и вряд ли могут привлечь клиентов, так что над слоганом должны работать профессионалы-маркетологи.
Одежда и униформа сотрудников компании тоже может быть оформлена в фирменном стиле, так люди будут чувствовать себя частью команды, а клиенты – ассоциировать цвета и логотипы с качественным обслуживанием.
Оформление офиса или заведения. Место, где сотрудники компании проводят много времени и куда попадают клиенты, когда обращаются в фирму. Фирменные цвета, типографика, логотип в оформлении офиса – все это будет вызывать ассоциации и запоминаться еще прочнее.
Сайты и приложения. Вне зависимости от того, онлайн мы видим элемент фирменного стиля или «вживую» напечатанный на каком-либо носителе, в любом случае – все должно выглядеть одинаково функционально, уместно и красиво.
Полиграфическая продукция – визитки, блокноты, плакаты, ежедневники, упаковка товара и т.д. Эти вещи используются и сотрудниками компании, и могут служить в качестве подарков для клиентов. Если нужны фотографии, то их обычно делают специально для бренда. Взятые со стоков снимки, скорее всего, вызовут недоумение.
Брендбук – в России это своеобразная библия бренда. В такой книге прописаны все ценности и идеи компании, принципы и способы донесения идеологии компании до клиента. Указаны сегменты целевой аудитории, для кого работает определенная компания. Ни один продукт не может подходить всем. Целевая аудитория обычно очень конкретная и узкая, ее специфика будет диктовать все дальнейшие действия по продвижению бренда и разработке фирменного стиля.
Брендбук позволяет фирме грамотно выстраивать работу со своими сотрудниками и сторонними исполнителями каких-либо работ по продукции и рекламе. В него обычно входит гайдлайн, где указаны все параметры для использования элементов фирменного стиля для размещения на каких-либо носителях. Указаны размеры для нанесения на различные предметы, от значков до транспортных средств, точные названия цветов, шрифтов и многие другие сведения, которые пригодятся для работы.
Брендбук обычно составляется в самом конце работы над фирменным стилем – он содержит в себе все разработанные дизайнерами и маркетологами концепты.
Если вы заказчик и не предоставили дизайнеру качественно заполненного брифа или брендбука, для вас могут создать совершенно вам не подходящий дизайн, направленный совершенно не на ваш сегмент рынка.
И для дизайнера и для заказчика будет правильнее работать, заключив договор, где четко прописаны обязанности сторон, стоимость, сроки и объем работы. Так получится избежать конфликтов, недопониманий и бесконечных правок.
От чего отталкиваться дизайнеру при создании фирменного стиля?
Самая главная вещь, которая потребуется – это хорошо заполненный бриф или подробное ТЗ. Иногда заказчик может заполнить документы чисто формально и задача будет выглядеть невнятно и неопределенно. В таком случае очень важно донести до клиента необходимость информации для вас. Чем точнее будут сформулированы параметры и ожидания – тем комфортнее вам, как дизайнеру, будет работать над этой задачей.
Разумеется, заказчики чаще всего – люди далекие от дизайна и технической терминологии. Тогда важно сказать, что идеи и пожелания в брифе можно излагать своими словами, так можно добиться даже большей ясности и конкретики.
В одной из фирм дизайнеры даже вставили в бриф вопрос: «С какой песней ассоциируется ваш бренд?» – интереснейшая идея, но неизвестно, все ли заказчики смогут воспринять такую креативность положительно=).
В брифе можно попросить указать ассоциации, которых нужно избегать при работе. Допустим, в ФС нельзя использовать определенные изображения, так как они могут вызвать ассоциации с продукцией конкурентов.
Клиент может приложить образцы понравившихся корпоративных стилей, варианты цветов и шрифтов, что позволит уточнить задачу и сделать ее максимально понятной. Если задача описана общими словами и не ясна – лучше встретиться с заказчиком и задать уточняющие вопросы, чем переделывать работу снова и снова.
Важный аспект – пока фирма совсем молодая и о вас мало кто знает, фирменный стиль выполняет просто роль оформления. Одной только айдентики мало, чтобы новую компанию полюбили и начали узнавать. На начальном этапе лучше работает реклама.
Когда фирма раскрутилась и перешла на ступень выше – может потребоваться обновление фирменного стиля, чтобы концептуально отличаться от конкурентов.
Основные этапы работы
При работе над фирменным стилем обычно двигаются по следующему плану:
1) Определение сферы бизнеса и специфики фирменного стиля именно под нее;
2) Работа с брифом от клиента, где четко прописаны задачи, указаны шрифты и цвета;
3) Создание нескольких вариантов (индивидуально или в ходе мозгового штурма с коллегами-дизайнерами);
4) Обсуждение с заказчиком, внесение изменений, если они требуются;
5) Сдача проекта.
Фирменный стиль будет очень сильно зависеть от ниши бизнеса. (Шрифты, подходящие цвета и изображения). Например, айдентики для детского парка развлечений и строительной компании будут разительно отличаться=).
Иногда заказчик указывает, какой шрифт нужно использовать при работе над проектом. Довольно часто эти предпочтения могут идти вразрез в трендами – в дизайне некоторые семейства шрифтов и конкретные их представители находятся под негласным запретом, например, Comic Sans.
Создание фирменного стиля бренда – сложнейшая и интереснейшая задача, над которой работает тандем маркетологов и дизайнеров. Цвета и их оттенки, типографика и логотип определяют эмоции, ассоциации и чувства, которые покупатели будут испытывать к конечному продукту. Но все же, дизайн выполняет только часть задачи, самое важное остается на совести производителя. Качество товаров и предоставляемых услуг может как усилить, так и свести на нет все впечатления от идеального фирменного стиля.