Во время выступления хора, Гвидо для указания нот применял собственную левую руку, сгибая суставы пальцев он показывал, какую ноту брать в то либо другое время.
В следствии Гвидо Ареттинский стал фиксировать звучания нотами (с латинского слова nota – знак). Ноты, зачерченные квадратики, располагались в нотном стане, состоящем из 4 параллельных линий. В настоящее время данных направлений 5, и ноты изображают кружочками, однако правило, внедренное Гвидо, сохранилось без перемен. Более высокие ноты показываются на более высокой линейке. Нот 7, они
образуют октаву. Каждой из 7 нот октавы Гвидо дал наименование: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
Это – первые слоги гимна св. Иоанну.
Каждая строчка данного гимна поется в тон выше предыдущей.
UT queant laxis REsonare fibris
MIra gestorum FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
(В переводе с латинского: Для того чтобы слуги твои голосами своими сумели воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»).Названия абсолютно всех нот, помимо первой, завершаются на гласный звук, их комфортно исполнять. Слог ut – закрытый и пропеть его аналогично другим нереально. По этой причине наименование 1 ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, с латинского слова Dominus – Господь).
Современная объяснение наименований нот выглядит таким образом:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих данной специфичной азбуке, а кроме того обучил их петь по нотам. То есть тому, что в нынешних музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие имели возможность уже сами спеть необходимую мелодию.
Отпала потребность обучать любого каждой песне лично. Гвидо обязан был только лишь осуществлять контроль процедуры. Период преподавания певчих сократилось в 5 раз. Взамен десяти лет – два года.
Надо отметить, то что старец Гвидо с Ареццо был никак не первым, кто придумал фиксировать музыку при поддержки символов. До него в Западной Европе ранее была концепция невмов (с греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, для того чтобы отметить рост либо снижение тона песни.
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые в 4 линиях нотного стана, оказались самой простой и комфортной системой записи музыки. Вследствие ей нотная грамота распространилась по целому миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва в дворцы владык и вельмож, а затем в театры, концертные залы и в городские площади, став общим достоянием.