В марте 42-го года японский флот ворвался в Индийский океан и почти полностью парализован британские коммуникации. В пасхальное воскресенье 5 апреля 80 японских пикирующих бомбардировщика нанесли удар по Коломбо. В ходе полуторачасового воздушного боя потеряв 21 самолет , уничтожив портовые постройки и потопив два военных корабля японцы вернулись на свои авианосцы. В тот же день японская разведка обнаружила два английских крейсера, шедших с максимальной скоростью на соединение с основными силами. Примерно в полдень оба корабля подверглись сокрушительному нападению.
Бомбардировщики атаковали суда волнами в строя по три с интервалами в несколько секунд. Менее чем через 15 минут оба корабля были потоплены. Спасшиеся моряки держались за обломки, ожидая спасения, которое пришло нескоро. Только на другой день вечером английская эскадра спасли более тысячи солдат и офицеров. Люди более 30 часов провели под тропическим солнцем в воде , кишевшей акулами.
7 апреля Цейлон вновь подвергся бомбардировке самолетами Нагумо . Японцы почти полностью сровняли с землей порт Тринкомали с верфями, мастерскими и аэродромом. Два военных корабля, покинувших эту базу накануне вечером, были перехвачены в море и потоплены.
Адмирал Нагумо, располагая крупными силами морской авиации, добился значительных успехов. В Сиамском заливе самолеты Одзавы потопили два новейших корабля противника. Теперь два ценных для англичан крейсера так же отправились на дно, благодаря применению совершенно новой тактики - бомбардировки с пикирования. Ничего подобного не происходило с британским флотом при столкновениях в германскими или итальянскими ВВС.
Нагумо удалось установить контроль над Бенгальским заливом. Он заставил англичан отвести свои корабли от Цейлона к базам на побережье Восточной Африки. Положение было критическим, и Черчилль обратился к США с просьбой принять срочные меры, чтобы вытеснить авианосцы адмирала Нагумо обратно в Тихий океан. Тогда командующий ВМФ США Честер Нимиц спланировал смелый рейд в берегам самой Японии.
Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», которыми командовал адмирал Хелси, под прикрытием крейсеров и эсминцев доставили в район, удаленный от страны Восходящего солнца всего на 600 миль, 16 стратегических бомбардировщиков В-25. Рано утром 18 апреля радар на «Энтерпрайзе» заметил японский гидросамолет-разведчик, но начальник авиаотряда полковник Джемс Дуллитл решил попытать счастья, и самолеты взмыли с палуб авианосцев. Три бомбардировщика направились к Кобе, Осаке и Нагоя, а остальные взяли курс на Токио.
Меньше всего японское командование ожидало, что американцы начнут бомбить их города прямо среди бела дня. Психологический эффект от налеты был настолько велик, что службы ПВО не успели сбить ни одного американского самолета. Но, когда В-25 достигли Китая, 15 самолетов разбилось при посадке. Экипажам пришлось выбрасываться с парашютов, и 10 из 80 участвовавших в налете летчиков погибло, а большинство выживших попало в плен к японцам. Один самолет дотянул до советского Владивостока и успешно приземлился. Изначально планировалось посадить в СССР все самолеты, но Сталин не мог позволить себе войну на 2 фронта и не дал на это согласие.
Материальный ущерб, нанесенный противнику в результате этой операции, был минимален: было разрушено около 100 строений, под обломками которых погибло 50 жителей.