Чтобы велосипед стал полноценным транспортом, у людей должна быть возможность добраться на нем не только в ближайший магазин или соседний район, но и в другой город. В Голландии для этого строят велосипедные хайвеи. Давайте посмотрим, в чем их особенность, на примере велохайвея RijnWaalpad.
Велохайвей RijnWaalpad не только предлагает короткий и безопасный путь длиной между Арнемом и Неймегеном, но и отличается интересным дизайном, чтобы привлечь на велосипеды ещё больше людей. Он имеет четыре метра в ширину и покрыт красным асфальтом — это типичный велодорожечный материал в Нидерландах. Длина RijnWaalpad около 16 км, а его цена составила 1 млн евро на километр, что на самом деле не так уж и много — автомобильное шоссе обошлось бы в 40-50 раз дороже. Стройка началась в 2010 году и шла пять лет.
На всей протяжённости велохайвея его освещают фонари, дизайн которых придумали специально для этого проекта, — они сделаны в форме велосипедных цепей. В общей сложности на маршруте стоят 134 фонаря стоимостью 190 тыс евро каждый. На многих перекрёстках велосипеды имеют приоритет, чтобы у людей был дополнительный стимул отказаться от машины.
В трёх местах велохайвей пересекает большие автодороги и железнодорожные пути. Такие пересечения — всегда потенциальная проблема, но она была решена с помощью строительства тоннелей. В Голландии считают, что они практичней мостов — перепад высот меньше, к тому преодолеть подъем на выезде из тоннеля помогает инерция от спуска. Тем не менее, лезать под землю никому не нравится — тоннели, особенно в вечернее время, кажутся местом потенциально опасным и в целом неприятным. Голландцы справились и с этим.
Первый тоннель носит имя Эйзенхауэра и находится в Неймегене. Его длина — 80 метров. Чтобы люди не чувствовали себя в замкнутом пространстве, тоннель спланирован так, что просматривается целиком. Для этого дорогу над ним слегка приподняли — это позволило не заглублять тоннель в землю. Для большего психологического комфорта углы внутри тоннеля скруглены, его внутренние стены украшают плитки с детскими рисунками, а специальное антивандальное покрытие препятствует нанесению граффити.
Тоннель под трассой A15 имеет стенки, расширяющихся кверху, чтобы
внутри было более просторно. Внутри имеется световая скульптура в виде велосипедной цепи — проезжающие через тоннель люди могу поменять ее цвет с помощью мобильного приложения. Причем, чем чаще человек пользуется тоннелем, тем больше цветов ему доступно.
Третий тоннель носит название Каттенлегер. Он совсем короткий и не потребовал специальных дизайнерских ухищрений, чтобы сделать проезд под землёй более приятным. Что не отменяет его удобства.
Источники: сайт Bicycle Dutch и сайт Европейской велосипедной федерации.