Основные моменты психофизиологического развития
Первый вопрос, который решают многие родители – отдавать ли ребенка в школу в неполные семь лет? Конечно, есть дети, которые уже в пять поражают самостоятельностью поведения и здравостью суждений. Но есть малыши, которые заметно отстают от сверстников — в том числе в физической подготовке. Передержать ребенка дома, конечно, не хочется… Но и создавать ситуацию, из-за которой малыш не сможет высидеть на одном месте 45 минут, заниматься физкультурой и ориентироваться в незнакомых стенах, тоже неправильно.
Проверка психофизического развития – обязательная составляющая при собеседовании в школу. Приемная комиссия уделит внимание нескольким аспектам:
- развитие физиологии – скорей всего, малыша попросят тронуть правой ручкой левое ушко, закинув руку за голову. Если ребенок не смог достать до уха – у него не наблюдается полуростовой скачок, который состоит в удлинении рук и ног. Второй тест – проверка координации. Малышу предложат одновременно поглаживать себя по голове правой ручкой, а левой – хлопать по животику. Оценка данного навыка (а он обязателен для детей 7 лет) позволяет понять, сможет ли малыш быть усидчивым, и насколько хорошо он контролирует свое тело;
- умение менять игровую деятельность на учебную – этот тест позволяет оценить, вошел ли ребенок в тот возраст, когда игры перестали удовлетворять его интеллектуальные потребности. Именно в это время возникает желание обучаться новому. У большинства детей эта особенность проявляется к 7 годам;
- сформированность социальной позиции – ученик должен знать и четко соблюдать те правила, которые действуют в школе.
Как развить психофизиологические навыки?
Большая часть таких умений формируется в детском саду, однако для улучшения результатов и формирования таких навыков у малышей, которые не посещают дошкольные учреждения, педагоги советуют мамам, папам, бабушкам и дедушкам заниматься с ребенком в домашних условиях. Лучший возраст для подготовки – 3-4 года, но если момент упущен, можно постараться нагнать и позже. Учитывайте главные аспекты развития психофизиологии:
- приучайте ребенка к физическим нагрузкам – спорт является необходимым элементом гармоничного развития, поэтому ребенка желательно записать в какую-то секцию. Для девочек это может быть танцевальный класс, а для мальчиков – футбол. Главное, чтобы ребенку нравилось заниматься выбранным делом. Если вы не ходите в спортивную секцию или студию гимнастики – ходите вместе в бассейн, делайте зарядку, играйте в подвижные игры, чередуя их с упражнениями, чтобы потом ребенок комфортно ощущал себя на физкультуре и обладал нужной координацией движений;
- помните о важности домашних обязанностей – они помогут развить чувство ответственности и привить навык ухаживать за собой. Главное – дать ребенку задание, требующее регулярного исполнения (например, убрать за домашним животным, покормить его, полить цветы). Хорошо, если в 5-6 лет малыш сам чистит зубки, помнит о необходимости умываться, раскладывает по местам одежду и застилает кроватку;
- сформируйте режим дня – ребенку будет гораздо проще привыкнуть к школе, если он хотя бы за год до этого начнет просыпаться, гулять и питаться согласно режиму. В противном случае у первоклашки возникнут проблемы с подготовкой к урокам или выходом из дому рано утром;
- обучайте малыша самостоятельности — обязательная предшкольная тренировка включает сборы портфеля (например, это можно делать по списку с изображениями нужных вещей, чтобы превратить скучный процесс в игру). На последнем этапе родитель должен перестать проверять ребенка, чтобы он сам нес ответственность в случае, если забыл положить важную вещь. Кроме того, малыш должен запоминать, где лежат его вещи, пользоваться календарем с днями недели (так он будет понимать расписание уроков и секций на будущий день) и определять время по часам;
- приучайте кроху заниматься на отведенном для работы месте – за год до школы у него уже должен быть собственный стол для рисования, поделок и, конечно же, учебы. Будущий ученик приучится держать свой стол в порядке, поймет, что уроки нельзя делать на кухне, когда рядом мама готовит обед, а в школе легко привыкнет работать за одной партой с соседом. Обязательно обращайте внимание на то, как сидит ребенок – проще сразу научить его держать осанку, чем потом исправлять последствия.