Рассказывает Владимир Лазаревич Зархи. Жизнь Владимира Лазаревича тесно связана с авиацией. В свое время он летал бортмехаником с Валерием Чкаловым.
Этот поединок состоялся в 1929 году. Валерий Павлович работал в то время летчиком Осоавиахима. Он катал пассажиров над Ленинградом. Уже тогда Чкалов был, что называется, «классным» летчиком. Но слава и признание пришли к нему позже. А тогда его имя еще не было широко известным.
На том же самом аэродроме, с которого Валерий Павлович возил ленинградцев на воздушные прогулки, находились самолеты международной линии Ленинград—Кенигсберг. Их обслуживали советские и немецкие летчики. Один из немцев, Беринг, входил в десятку лучших летчиков Европы.
...Стоял хороший августовский день. На аэродроме приятно пахло свежескошенной травой.
Прогулочных рейсов в этот день не было. Мы должны были сделать пробный полет на самолете, только что вышедшем из ремонта.
И самолеты Осоавиахима, и самолеты, летавшие в Кенигсберг, были одной и той же марки — «Юнкерс-13». Только наши были послабее, всего в 185 лошадиных сил. А на международной линии летали самолеты с моторами в 240 лошадиных сил.
И вот мы с Валерием Павловичем поднялись в воздух, полетали минут пятнадцать, проверили все, что должны были проверить, и уже собирались идти на посадку.
В это время мы вдруг увидели, что на нас в лобовую атаку идет самолет.
Валерий Павлович принял вызов. Не такой он был человек, чтобы уклониться от боя. И тоже повел наш самолет навстречу.
Это был самый настоящий лобовой таран. Дело решали доли секунды. Зная характер Чкалова, я мог предположить только два варианта: или оба самолета разобьются, или немец в последний момент уйдет вверх или вниз. Третьего варианта, то есть того, что уйдет Чкалов, быть не могло. Но немец-то этого не знал.
На всякий случай я послал последнее «прости» всему, что оставалось у меня на земле, и приготовился к самому худшему.
Но в последнее мгновение немец скользнул вниз.
Тогда Чкалов заложил самолет в крутой вертикальный вираж, выйдя из которого, «сел на хвост» немца.
Дело в том, что в вертикальном вираже наш самолет приобрел дополнительную скорость и оказался в состоянии догнать самолет Беринга, у которого был более мощный мотор.
Мы сделали два круга на хвосте у немца. Он так и не смог от нас отцепиться. После его посадки Чкалов сделал еще один круг — круг победы, и только после этого мы приземлились.
Не успели мы подогнать самолет к ангару, как к нам примчался связной мотоциклист и потребовал «всех кто на борту» к командующему ВВС товарищу Межраупу.
У Межраупа мы получили грозный разнос и приказ о пятнадцати сутках ареста.
Слушая этот разнос, я смотрел на Чкалова и еле сдерживался от смеха. Он стоял, опустив голову, как провинившийся школьник, и даже не пытался оправдываться. А когда Межрауп кончил нас разносить Валерий Павлович робко сказал:
Он первый начал...
Это мы еще проверим,
— сказал Межрауп и отпустил нас.
Пока мы были у Межраупа, с Берингом разговаривал начальник аэродрома. Он с упреком спросил немецкого летчика:
Что же вы затеяли воздушный бой?
Беринг ответил:
Хотел попробовать, как русский летчик выдержит легкий натиск такой машины. Я — старый, опытный летчик. И мне сели на хвост. Я очень удивлен, то, наверное, ваш лучший летчик?
У нас все такие,
— лихо ответил ему начальник аэродрома.
Межраупу доложили по телефону о разговоре с Берингом.
Приказ об аресте был отменен.
При выходе с аэродрома мы встретились с Берингом. Его механик сказал Берингу, показывая на Чкалова:
Вот тот летчик.
Беринг подошел к Валерию Павловичу. Мне бросилась в глаза булавка на галстуке Беринга, сделанная в виде свастики.
Беринг подал Чкалову руку.
Чкалов ответил на рукопожатие.
А надо сказать, что Валерий Павлович обладал чрезвычайной физической силой. Он, например, легко играл двухпудовой гирей, легко поднимал хвост «Юнкерса», что обычно с трудом делали три человека.
Так что можно себе представить, как Чкалов мог пожать руку.
Лицо Беринга перекосилось от такого рукопожатия. Он почти вырвал свою руку и, не попрощавшись, быстро ушел.
Здорово мы ему дали перцу,
— сказал Валерий Павлович.
И засмеялся...
~ ~ ~