Найти тему
Мурманский вестник

Магия бэби-долла

Выставка кукол - возможность заглянуть в огромный и почти волшебный мир

Перефразируя классика, можно воскликнуть «Что за прелесть эти куклы! Каждая есть поэма!», и тут не будет преувеличения. По крайней мере, что-то магическое в них точно есть: тот, кто однажды занялся куклами - коллекционированием ли, созданием их, - пропал. Этому увлечению люди уже никогда не изменяют. Такой вывод я сделала, пообщавшись с нашими местными мастерами и любителями кукол, которые решили объединиться в сообщество. Но обо всем по порядку.

«Я пропала»

Поводом для встречи, а заодно и щелочкой, через которую увиделся оказавшийся необозримым мир, послужила выставка кукол из коллекции кировчанки Марины Шарковой в центральной апатитской библиотеке. Уж такие изысканные красавицы в витрине поселились - мимо не пройдешь: с милыми, выразительными личиками, в дизайнерских нарядах, они живут там так непринужденно и свободно, что невольно остановишься пообщаться. А одна пара и вовсе великолепна - граф Жаботинский и его супруга Лягуревна. Тоже вручную слеплены из полимерной глины, а наряды… Вы бы видели их наряды! Оказалось, что лягушачьи граф и графиня - это плод творчества самой Марины Валентиновны, да и куклы частью оказались сделанными ею самолично.

Марина Шаркова, в недавнем прошлом музейный работник, рассказала, что ее увлечение началось с коллекции фарфоровых кукол «Дамы эпохи», которая лет шесть назад появилась в киосках с печатной продукцией. А потом оказалось, что кукольная тема становится все более популярной, и вообще это целый мир: авторские куклы в смешанной технике или, скажем, БЖД-куклы (от английского ball-jointeddoll, BJD, или просто шарнирные, то есть с шаровыми шарнирами, собранными на резинку). Последние могут быть тиражными, такие делаются, как правило, из полиуретана, а есть в единственном экземпляре - эти, скорее всего, будут выполнены в фарфоре или глине…

- Я зашла на специализированный сайт и пропала, - признается моя собеседница. - Приобрела несколько кукол у наиболее понравившихся мастеров, а потом решила сама попробовать и на дистанционных мастер-классах создала несколько кукол - графа Жаботинского, например, или вот самая первая - рыжеволосая колдунья.

Для интерьера и для души

Самое интересное, что, по признанию Марины Валентиновны, она совершенно не умеет шить, но наряды для своих кукол-первенцев сделала сама! По-моему, в этом уже и начала проявляться магия кукол, о которой я обмолвилась с самого начала. Как мне кажется, они будят в человеке творческое начало, любые: хоть народные, хоть новомодные дизайнерские, шарнирные, виниловые - какие угодно. Вот и Марина Шаркова вручную вылепливает голову, видимые части рук и ног из полимерного пластика, делает макияж, шьет наряды. На создание одной куклы уходит несколько недель или даже месяцев, в зависимости от сложности задачи.

В коллекции, представленной в библиотеке, несколько десятков интерьерных кукол, самых разных, среди них особенно выделяются будуарные - благодаря мягким ручкам и ножкам они вольно сидят на подушках. Есть более статичные красавицы, которым место в витринах, - например, султан Хюрем красноярской мастерицы Екатерины Ездиной. А Липушка Натальи Ветковой из Курска - текстильная кукла, с нею хочется обниматься, она ходит в любимчиках у Марины Валентиновны.

«Подружки»

- А у меня, можно сказать, подружка среди кукол есть, Нинон от Лилликэт (Лилликэт - это бренд мастера. - З. К.), - это вступает в разговор подошедшая на выставку апатитчанка Ирина Савельева. - Например, если я выезжаю на природу - беру ее с собой, фотографирую. Даже на работе проводила фотосессию. Коллеги с пониманием отнеслись, кстати, не засмеяли.

Надо сказать, что работает Ирина на железной дороге, так что куклина фотосессия проходила не где-нибудь, а на железнодорожных путях. Нинон - девушка современная, в джинсах и маечках в основном щеголяет, так что смотрится она в предлагаемых обстоятельствах довольно органично.

Кстати сказать, страсть Иры к куклам неожиданна даже для нее самой - она и в детстве играла не в куклы, а, напротив, в футбол и лазила по деревьям. А потом, уже будучи взрослой, «заразилась» от мамы. В общем, неисповедимы пути… Ира не создает кукол, у нее другой вид творчества - она занимается макияжем, делает кукольный мэйкап. Шарнирных кукол покупают порой «без лица», а бывает, что кто-то просто хочет поменять макияж - и тогда нужны услуги таких мастеров, как Ирина.

Приносит ли это доход? Да, небольшой есть, но идут эти средства… опять же на кукол. Что, впрочем, в плане построения семейного бюджета вполне оправданно: не отрываются деньги из общего кошелька, хобби само на себя зарабатывает.

Каждая - личность

Выставка кукол в центральной библиотеке совпала по времени с появившимся на странице Иры в социальной интернет-сети объявлением - давайте, мол, соберемся, ведь много в Апатитах и Кировске любителей кукол, хватит сидеть по домам.

- Очень не хватает общения, - поясняет Ира. - Конечно, все мы состоим в интернет-сообществах по интересам, но это все же не то. Хочется не сидеть дома, образно говоря, у своей батареи, а встречаться с живыми людьми и обсуждать интересные всем темы глаза в глаза.

Надо думать, намерение Иры осуществится: центральная библиотека Апатитов только рада будет принимать «кукольниц» у себя в гостях - так часто, как они решат собираться.

И я знаю, что да, им, посвященным, будет о чем поговорить. Ценители обсуждают не просто «молд» (форму лица), макияж, одежду, цельность образа. Все гораздо тоньше и поэтичнее. Оказывается, и история существует у многих авторских кукол (например, в коллекции Марины Шарковой есть кукла, которая называется «Я не могу тебя обнять»: по замыслу автора, эта девушка только что проводила своего возлюбленного, смотрит вслед уходящему поезду, придерживая шляпу, которую грозит сорвать ветер), и характер, и магия. Собственно говоря, это касается не только авторских кукол, но и элитных игровых.

Оцените высказывания коллекционеров, прочитанные мною на одном из многочисленных форумов:

«Не так давно захватила меня Паоломания. Ни для кого здесь это не является открытием и откровением - многие и многие «плавали и знают», что это за коварная мания - Паоло (имеются в виду как раз игровые куклы фирмы Паоло Рейна. - Прим. З. К.)! Коварная, приятная и настолько захватывающая, что отказаться-излечиться (нужное подчеркнуть) не представляется возможным. Мы добровольно и с большой радостью поддаемся ее влиянию и сами ищем всевозможные пути и контакты для сближения. Нашествие Паоло Рейна случилось в сложный для меня период, и эти хрупкие малышки показали вдруг недюжинную свою силу! Тому, как умеют поддержать в нужный момент Паолочки, можно поучиться. Это необыкновенные и волшебные куклы. Они необычайно глубокие, и каждая из них - личность. Никто не убедит меня в том, что они одинаковые! Понять и постичь Паолок еще нужно уметь. И раскрываются эти малышки (и малыши) постепенно. Их нужно почувствовать. До их восприятия нужно дорасти, и все равно постичь их тайну до конца невозможно…» Вот так, ни больше, ни меньше. И неважно, речь об игровых куклах, «фулсетных лимитках» (на сленге коллекционеров это означает БЖД-куклу в полном сборе - кукла с макияжем, париком, глазами, одеждой и иногда обувью) или же о так называемых лимитированных изданиях - для владелиц это целый мир, прекрасный и чистый.

Зоя КАБЫШ.

Фото автора.