Найти тему
Блог яхтсменов

Использование флагов на яхте: основные правила и обычаи

Оглавление

Если вы когда-нибудь посещали регату или другое крупное событие, связанное с яхтами, лодками и катерами, вы, вероятно, заметили, что судна украшены яркими флагами. Это и национальные флаги, и флаги яхт-клубов и т.д. Но не все знают, что все эти флаги подбираются и развешиваются по особым правилам. Корабль считается «одетым», когда на самых высоких мачтах водружают флагштоки с национальным флагом. Растяжки, опускающиеся из центра от самой высокой мачты к палубе украшают морскими сигнальными флагами.

Типы морских сигнальных флагов

Лодочные флаги – намного больше, чем просто украшения. Основные флаги имеют универсальный смысл в международных водах. С их помощью экипажи других судов могут узнать цель судна, даже не разговаривая с капитаном, а также передавать сигналы бедствия и предупреждения.  Так, например, “алфавитные” флаги имеют следующие значения:

  • B (Bravo) – на борту судна находятся взрывчатые вещества;
  • F (Foxtrot) – судно повреждено и неуправляемо, команда просит другие суда о коммуникации;
  • M (Майк) – этот знак означает, что на борту есть врач;
  • W (виски) – член экипажа или пассажир нуждается в медицинской помощи.

Для каждой буквы английского алфавита есть свой морской флаг, который обозначает то или иное состояние, предупреждает об опасности, просит о помощи и т.д.  Все эти флаги носят универсальный характер – их поймет любой моряк, на каком бы языке он ни говорил. Даже НАТО используют одни и те же флаги для передачи одиночных или коротких сообщений.

Традиционные морские флаги можно пересчитать, их не так уж и много: 26 квадратных “алфавитных флагов”, 10 вымпелов для обозначения цифр и три заменяющих вымпела. Во всех этих флагах используются простые цвета, легко распознаваемые на море и издалека: красный, синий, желтый, черный и белый.

В каком порядке должны быть развешены флаги

Иногда военно-морской флот предписывает военным кораблям определенный порядок флагов, чтобы исключить, посредством их перестановки, передачу зашифрованных данных или скрытых посланий. Очень часто определенный порядок флагов имеет и эстетическое основание: некоторым военно-морским флотам нравится единообразие в появлении своих кораблей. Однако в большинстве случаев, особенно на частных судах, флаги располагают без определенного порядка, темы и цели.

Часто количество развевающихся флагов является сообщением другим кораблям. Например, сигналы с двумя флагами указывают на бедствие или маневрирование; три флага могут означать точки компаса, общий код и сигналы декодирования; четыре флажка передают названия судов, направление, курс, географические и другие аналогичные сигналы.

“Одеваем” яхту во флаги

Суда обычно “одевают” в дни национальных праздников, во время регат или других особых случаев. Яхта может быть “одета” с восьми утра до вечера. Если это последний рейс судна или оно участвует в морском параде, тип флагов, их количество и порядок должен соответствовать этим ситуациям. Так, например, если корабль устраивает салют в честь нынешнего или бывшего президента, в честь Дня Независимости и т.д. национальный флаг возвышается на главной мачте. Если салют дается в честь другой страны или иностранного сановника, на этом месте будет реять флаг этой страны

Международные обычаи и традиции в использовании флагов

Эти правила касаются не только военно-морских судов, но также и частных, чартерных яхт, которые совершают плавания по чужим водам. Во время путешествия по иностранным водам, а также при заходе в иностранный порт, принято поднимать так называемый “флаг вежливости” – национальный флаг того государства, в котором вы находитесь в данный момент. Его размещают на правом борту яхты под краспицей. Следует помнить, что в иностранных водах, как и у себя на родине, нельзя использовать флаги ВМФ – в этом случае даже утлая лодчонка рассматривается как военное судно, а все его действия – проявлением агрессии.

Обычаи использования флагов меняется от страны к стране, поэтому если вы планируете плавать по чужим морям, лучше заранее изучить и законспектировать правила поднятия флагов в тех странах, которые вы будете проплывать. Так, в некоторых из них предполагается, что иностранные суда поднимают “флаг вежливости” после того, как будет продемонстрирован и опущен знак карантина (желтый флаг «Q» – “на борту нет инфекционных больных”), а само судно получит ​​лицензию для входа. Если у вас на борту есть иностранный гость, вы можете вывесить флаг страны этого человека

Если вы собираетесь воспользоваться “флагом вежливости”, удостоверьтесь, что подняли его правильно. Перевернутый флаг рассматривается как прямое оскорбление государству и нации.

Отправляясь в дальнее путешествие на яхте, позаботьтесь не только о багаже, но и изучите обычаи использования флагов, а также ситуации, когда это необходимо. Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

-2

А, А Alfa, Альфа

Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.

Использование флага “А” на судах, спустивших водолаза оговорено также и в “Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года” (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).

-3

B, Б Bravo, Браво

Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз

-4

C, Ц Charlie, Чарли

Да

Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры “С” с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

-5

D, Д Delta, Дэлта

Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры “D” с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

-6

E, Е Echo, Эко

Я поворачиваю направо

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры “E” с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

-7

F, Ф Foxtrot, Фокстрот

Я потерял управление и возможность связи

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры “F” с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

-8

G, Г Golf, Гольф

Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют “Я выбираю сети”.

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры “G” с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.

-9

H, Х Hotel, Хотэл

У меня на борту лоцман

-10

I, И India, Индия

“Я меняю курс. Поворачиваю влево”

-11

J, Й Juliett, Джулиэт

“У меня пожар и имею опасный груз на борту”

-12

K, К Kilo, Кило

«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.

-13

L, Л Lima, Лима

В порту – «Судно под карантином». В море – «Немедленно остановитесь»

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.

Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах.

-14

M, М Mike, Майк

“Я прекратил движение”

-15

N, Н November, Новэмбэр

Нет

В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.

-16

O, О Oscar, Оска

Человек за бортом

-17

P, П Papa, Папа

В гавани: “Судно собирается в море, всем доложить о прибытии”. В море может обозначать – “Мне нужен лоцман”. Рыболовные суда этим флагом сообщают «Мои сети зацепились за препятствие”.

С древности известно другое имя этого флага – “Синий Питер”. В XVIII веке этим флагом пользовались, если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал. Blue Repeater – “Синий повторитель” со временем превратился в “Синего Питера”

-18

Q, Щ Quebec, Кэбэк

На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина

-19

R, Р Romeo, Роумио

Флаг не имеет определенного значения. Иногда обозначает – «Принято»

-20

S, С Sierra, Сиэрра

«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.

-21

T, Т Tango, Тангоу

«Держитесь от меня подальше, я несу трал». Имеется в виду парное траление.

-22

U, У Uniform, Юниформ

Вы идёте навстречу опасности

-23

V, Ж Victor, Викта

Прошу помощи.

-24

W, В Whiskey, Уиски

Требуется медицинская помощь

-25

X, Ь X-ray, Эксрей

“Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами”

-26

Y, Ы Yankee, Янки

Я поднимаю якорь

-27

Z, З Zulu, Зулу

Мне нужен буксир

Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.

1 (unaone, унауан) – белый вымпел с красным кругом [до 1934 года он обозначал литеру “С”];
2 (bissotwo, биссоту) – синий вымпел с белым кругом [до 1934 года он обозначал литеру “D”];
3 (terrathree, тэратри) – вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос [до 1934 года он обозначал литеру “E”];

4 (kartefour, картэфоур) – красный вымпел с белым крестом [до 1934 года он обозначал литеру “F”];
5 (pantafive, пантафайв) – вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос [до 1934 года он обозначал литеру “G”];
6 (soxisix, соксисикс) – вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) – вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;
8 (oktoeight, октоэйт) – белый вымпел с красным крестом;
9 (novenine, ноувэнайн) – четверочастный вымпел: белый, чёрный, красный, жёлтый;

0 (nadazero, надазэро) – жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.
0 (nadazero, надазэро) – жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три “заменяющих” вымпела.
1-й заменяющий (1st substitute) – жёлтый с синей каёмкой;
2-й заменяющий (2nd substitute) – сине-белый ;
3-й заменяющий (3rd substitute) – белый с чёрной горизонтальной полосой.

В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.
В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.

Заменяющие флаги требуются в ситуациях, когда необходимо одновременно поднять несколько одинаковых сигнальных флагов, а в комплекте их нет. Тогда используются заменяющие флаги. При том первый заменяющий флаг обозначает верхний в сигнале флаг, второй заменяющий – второй сверху флаг и т.д.

Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.
Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.

Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры:
№1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов);
№2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см
№3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см
№4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см.
№5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см

Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.

Следите за нами на нашем сайте, подписывайтесь на обновления в "Вконтакте" и "Instagram".