После обретения независимости в 1991 году, Латвия заняла острую позицию в отношении этнических русских.
Политика этноцентризма привела к тому, что русское население в Латвии стало если не маргинальным, то близким к этому.
Западное представление о русскоязычном населении Латвии имеет два направления: либо русские находятся в ожидании прихода на территорию страны "руки Кремля", либо они пребывают в крайне угнетенном состоянии без доступа к гражданским правам.
Оба этих образа русских в Латвии ошибочны.
Во-первых, латвийские русские предстают в глазах Запада как оппозиционная диаспора.
Во-вторых, они выглядят группой людей, которые имеют мало общего со страной, в которой проживают. На самом деле, обыденная жизнь бок о бок русских и латышей не имеет четкой линии разделения.
Нельзя отрицать, что языковые разногласия являются основным, если не главным, поводом для разделения. Но при условии, что 37% населения Латвии являются носителями русского языка, то 91% из них обязательно владеет базовым латышским. И, что еще более красноречиво говорит о разногласиях на почве языка, почти 100% латышей знают русский.
Сравниться с такими показателями хождения в населении русского языка может только английский, набирающий обороты как признанный международный язык общения.
Разделение русских и латышей по языковому принципу по больше части существует только на бумаге. Неизбежность общения в повседневной жизни стирает границы, делает их размытыми. Общая история практически не оставила латышам шанса не иметь родственников-славян. Латыши берут в жены русских, дружат с русскими и работают с ними.
Русскоязычные, живущие в Латвии, часто слышат упреки в том, что празднуют 9 Мая. И мало кто обращает внимание на то, что они вместе со всеми латышами отмечают День независимости Латвии, поют вместе в ними национальный гимн и активно принимают участие во всех праздничных мероприятиях.