Откровенно говоря, при поиске работы можно рассматривать Южно-Африканскую Республику отдельно от других стран континента. Рынок труда в ЮАР очень специфичен и не идёт ни в какое сравнение с остальными. В Южно-Африканской Республике востребованы практически те же специалисты, как и в Европейском Союзе, Америке, Канаде или Австралии. При этом оплата их труда также сравнима с уровнем его оплаты в указанных странах. ЮАР занимает более 60% африканского продуктового рынка и доминирует на рынке промышленных товаров. Это единственное по-настоящему экономически развитое государство самого большого на Земле континента. Поэтому стоит детальнее остановиться на работе в остальных 56 его странах.
Человеку, который впервые сталкивается с перспективой работы в Африке, следует понимать, что хотя понятия расовой дискриминации, апартеида и т. д. давно канули в Лету, но люди с белым цветом кожи в Африке воспринимаются исключительно в роли специалистов и руководителей. Увидеть европейца или американца с ломом или лопатой в руках на строительстве африканской дороги практически невозможно. Так же как индийца или китайца. Коренное население африканских стран может иметь соответствующее образование, быть менеджерами или руководителями, но роль низкоквалифицированный рабочей силы в Африке исполняют исключительно её уроженцы. В отдельных случаях с кельмой в руках на стройке можно увидеть высококвалифицированного строителя, но это возможно лишь в Южной Африке или отдельных североафриканских странах, где ведётся постройка элитного жилья.
Больше всего вакансий специалисты из стран СНГ найдут в инженерно-технической сфере и медицине, а также в роли администраторов в гостинично-ресторанном и туристическом бизнесе. Для неспециалистов Африка не может, как правило, предоставить достойной работы, поскольку на неё массово претендует коренное население континента. Поэтому следует рассматривать возможность работы в африканских странах именно в этих отраслях экономики.
Работа в сфере медицины
Человеку, живущему в средней полосе России, очень сложно представить себе картину африканских реалий. Во-первых, в подавляющем большинстве африканских стран очень сложная эпидемиологическая ситуация. Белому человеку, который не имеет природного иммунитета от местных вирусов и инфекций, придётся очень несладко. Например, жители Африки считают заболевание малярией чем-то вроде привычного для нас гриппа, для россиян же она может быть смертельной. Точно также смертелен брюшной тиф, различные геморрагические лихорадки (их всего 19 типов), кишечный вирус и многое другое, на что местное население часто просто не обращает внимания, если болезнь, естественно, протекает в лёгкой форме. Именно поэтому практически в каждой компании, где работают иностранные специалисты, будь то американцы, британцы, россияне, индийцы или китайцы, должен быть свой медицинский персонал, поскольку местной медицине иностранцы, как правило, просто не доверяют. Да и уровень квалификации африканских врачей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. При работе штатным врачом в западной компании можно зарабатывать от 2 до 7 тысяч долларов.
Многие медицинские специалисты предпочитают работу в Африке работе в Европе или Америке. И тому есть несколько причин. Во-первых, для трудоустройства, например, в российской или украинской компании в Африке не требуется нострификация диплома. И во-вторых, платили и платят врачам в Африке всегда хорошо. Конечно, врачи в штате вряд ли потребуются в Египте, Марокко или ЮАР, поскольку эпидемиологическая ситуация в этих странах относительно спокойная.
Представители почти всех медицинских специальностей востребованы практически во всех африканских странах. Как правило, они работают в иностранных клиниках, лишь некоторые числятся в штате местных лечебных учреждений. Опять же, речь не идёт о ЮАР. До войны почти весь медперсонал ливийских клиник состоял из врачей, окончивших советские вузы и вузы СНГ.
Несмотря на официальное требование подтверждённого диплома о медицинском образовании, им интересуются далеко не везде. В Африке понятие документов, правил и законов очень своеобразное и несколько непохоже на привычные европейцу реалии. В Африке всё относительно. Главное — умение, навыки и опыт. Исключением будет только ЮАР, где придётся нострифицировать диплом.
Врачи могут работать и в составе международных гуманитарных миссий, которых на континенте очень много. Именно они обеспечивают реальную борьбу с эпидемиями, следят за прививками и соблюдением гигиенических норм (точнее, их подобия). В составе гуманитарной миссии врачи могут зарабатывать от двух до пяти тысяч долларов ежемесячно. Очень хорошо оплачивается работа в составе миссий ООН, которые функционируют в большинстве африканских стран. Недавняя эпидемия смертельного вируса Эбола в Западной Африке была побеждена в первую очередь благодаря именно медицинским миссиям ООН, хотя при этом погибло и несколько врачей.
Работу в сфере здравоохранения может найти и средний медперсонал (фельдшеры). Они часто заменяют врачей ввиду недостатка последних, зарабатывая процентов на сорок меньше их. А вот младшему медперсоналу не всегда найдётся место под горячим африканским солнцем. Медсёстры продолжают быть востребованными в Ливии и других государствах Магриба. Южнее их обычно заменяют чернокожие коллеги, если, конечно, речь идёт не об операционных сёстрах.
Работа в инженерно-технической сфере и на добыче полезных ископаемых
Высококвалифицированные инженеры требуются во многих африканских странах. В современном глобализированном мире стираются границы стран и даже континентов. Некоторые западные компании переносят своё производство в Африку ввиду дешевизны рабочей силы и близости сырьевой базы. Естественно, что на таких предприятиях не обойтись без инженерно-технических работников. Например, в большинстве африканских стран сегодня идёт строительство дорог. Порой на недавно проложенной дороге можно чувствовать себя не хуже, чем на европейском автобане (хотя дорожная сеть в Африке практически неразвита). Строительство дорог ведётся китайскими, европейскими, турецкими и российскими компаниями. Поэтому специалисты в области автодорожного строительства всегда в цене. В этой сфере инженер сможет получать месячную заработную плату в размере от 2 до 10 тысяч долларов.
На производстве мебели работает около ста человек. Все руководящие должности занимают белые, а простую работу выполняют чернокожие. Над ними необходим тотальный контроль, иначе производство остановится. Что касается выполнения своих обязанностей, то нигерийцы очень похожи на гвинейцев, но они более агрессивны и хуже относятся к белым. Хотя мы нормально сработались. Получают местные работники около 200 долларов в месяц, что очень мало.
Владислав
http://zakarpattya.net.ua/News/121821-Zakarpatets-rozpoviv-pro-svoie-zhytttia-v-Afrytsi-FOTO
Иностранный специалист в Африке очень редко получает зарплату менее трёх тысяч долларов. Существует даже негласный нижний порог зарплат, ради которых специалисты из России и СНГ едут на Чёрный континент — три тысячи долларов в месяц. Плюс практически полный пансион с оплатой жилья, питания, медицины и авиаперелётов.
На промышленных предприятиях, связанных с добычей и переработкой нефти, также постоянно требуются специалисты из-за рубежа. Это наиболее актуально для Нигерии, которая является крупнейшим игроком мирового нефтяного рынка, а также для Алжира, Ливии, Туниса и Египта. Требуются специалисты по хранению и транспортировке нефтепродуктов. Западные компании могут предоставить высокие зарплаты квалифицированным специалистам в первую очередь за счёт сверхприбыли, получаемой при работе в Африке, и за счёт относительно низкой оплаты труда, которую получают местные наёмные рабочие.
Отдельно следует сказать о горнодобывающей промышленности. Африка является просто неиссякаемым источником природных ресурсов, в частности полезных ископаемых. Поэтому горнодобывающие компании со всего мира проявляют особый интерес к этим странам. В них всегда требуются геологи и специалисты сопутствующих добыче профессий.
Континент богат не только нефтью и газом, но и золотом, серебром, алмазами, урановой рудой, алюминием, железом, молибденом и так далее. В Западной Африке (Сьерра-Леоне, Гвинея, Либерия), а также в ЮАР вулканическая деятельность прекратилась относительно недавно (по историческим масштабам). На поверхность земли выходят кимберлитовые трубки (жерла потухших вулканов), в которых под огромным давлением образовались алмазы. Именно в этих странах находятся их крупнейшие месторождения в мире.
Геолог может зарабатывать в таких компаниях до семи — девяти тысяч долларов, к ним следует добавить бонусы от удачной добычи, размер которых оговаривается отдельно с руководством. Для геологов вопрос нострификации дипломов очень относителен. В западных компаниях её могут потребовать, но далеко не всегда. Гораздо более значимую роль играет профессиональный опыт. Желательно, чтобы он был успешным. При устройстве на работу геологом служба безопасности принимающей компании обязательно свяжется с предыдущим работодателем кандидата для выяснения его добропорядочности, поскольку работа на добыче алмазов и золота имеет свои нюансы, подразумевающие безупречную честность сотрудника.
В горнодобывающих компаниях могут найти себе место бывшие сотрудники силовых структур, которые займут вакансии в их службе безопасности на различных должностях. Во время добычи и транспортировки полезных ископаемых, в том числе золота и алмазов, обеспечению безопасности этого процесса придаётся большое значение. Необходимо понимать, что местное население очень часто имеет на руках неконтролируемое оружие и может заниматься вооружённым грабежом. Сотрудники службы безопасности зарабатывают несколько меньше геологов, но их заработная плата обычно составляет от 3 до 5 тысяч долларов, при устройстве на работу они обязательно проходят специальную проверку.
Вопрос о нострификации технического диплома в Африке стоит далеко не всегда. Всё зависит от конкретного работодателя и его требований. Наиболее придирчивы в этом вопросе американские и западноевропейские компании. Менее всего интересуются индийские и китайские фирмы, а компании родом из СНГ (или с участием СНГ-шного капитала не интересуются вообще). Нострифицировать диплом по-настоящему можно только в ЮАР и Египте, обратившись в местный вуз с аккредитованной соответствующей специальностью.
Поскольку африканский континент окружён океанами, то огромное значение в экономике прибрежных государств имеет морской транспорт, а также вся инфраструктура, связанная с морской логистикой. Исходя из этого, в африканских портах есть множество вакансий для иностранных специалистов, которые обеспечивают инженерную составляющую ремонта судов, организацию работы портов, хранение товаров, предусмотренных для морской транспортировки. Иностранный специалист, находящийся на должности, например, начальника нефтехранилища порта, может зарабатывать в пределах трёх-четырёх тысяч долларов в месяц. Многое будет зависеть от мощности порта и страны, в которой он находится. Подавляющее большинство морских портов состоит на балансе непосредственно африканских держав, поэтому для трудоустройства в этих структурах необходимо обращаться именно к местной администрации.
Отдельно следует сказать о лётчиках и бортинженерах. В Африке авиасообщения и авиаперевозки развиты несравнимо хуже, чем в Европе или Америке.
Но африканские авиакомпании всё же работают и нуждаются в специалистах как лётного, так и инженерного состава. При устройстве на работу в данном случае основным критерием профпригодности станет лётный опыт и компетентность в авиаинженерной области. Лётчики являются одной из наиболее высокооплачиваемых категорий зарубежных специалистов, они зарабатывают от 7 до 10 тысяч долларов в месяц. Заработная плата авиаинженеров ниже процентов на двадцать. Можно попытаться найти место в авиагруппах гуманитарных миссий ООН, которые работают в Мали, Южном Судане, Сьерра-Леоне, Гвинее, Анголе, Намибии, Эфиопии и Эритрее. Заработная плата командира экипажа вертолёта в составе подобной миссии составляет 9 тысяч долларов в месяц, второй пилот получает 8 тысяч, бортинженер — ещё на тысячу меньше. Многие российские, украинские и белорусские специалисты в области авиации сегодня работают именно в Африке.
Принято считать, что африканцы в своей массе ленивые. Это, конечно, не так. По той простой причине, что даже в Африке ничего само собой не растёт и в рот не падает. Дикий банан к употреблению в пищу вовсе не пригоден, а культурный нужно растить и обихаживать. Холодной зимы, конечно, тут нет, но её во многом замещает сухой сезон. Но особенность всё-таки есть. По моим наблюдениям, она состоит в отсутствии у афроработника внутренней мотивации, если угодно, внутренней пружины. Достигнув необходимого уровня комфорта (например, получив желаемую должность), он на этом останавливается. Белый человек, как правило, всё равно пытается развиваться, без видимой внешней причины. Китаец продолжает вкалывать. А африканец начинает просто радоваться жизни. Но если его припрёт выучить сопромат — он его выучит, и таких людей я знаю.
Антон
https://antonapostol.livejournal.com/124549.html
Работа на строительстве гидроузлов и ГЭС
В большинстве африканских стран, за исключением ЮАР и Египта, очень слабо развита инфраструктура. Далеко не везде есть привычное для каждого европейца электричество. Поэтому в тех государствах, которые обладают водными ресурсами, ведётся строительство гидроэлектростанций с участием иностранных специалистов. Африканские страны практически не имеют собственных профессионалов в области строительства гидроузлов и ГЭС. Финансирование значительной части проектов ведётся Всемирным банком и зарубежными энергетическими компаниями. Примером может служить строительство гидроэлектростанций Cёнже в Экваториальной Гвинее, Вольта в Гане, Каинджи в Нигерии. Только за последнее десятилетие в Африке было построено почти 20 крупных гидроэлектростанций, многие сегодня находятся в стадии строительства.
Обеспечение населения и экономики электроэнергией является приоритетной задачей практически в любой африканской стране, поэтому сфера строительства энергетических объектов всегда требует квалифицированных специалистов, 90% которых являются иностранцами. Остальные 10% поделены между сотрудниками из ЮАР, Египта и Марокко. Строительству гидроэлектростанций практически всегда сопутствует и создание водохранилищ. Наиболее крупными африканскими водохранилищами являются Виктория (преимущественно Кения и Уганда), Кариба (Зимбабве), Насер (Египет). Сегодня строятся Акосомбо в Гане и Кабора-Басса в Мозамбике. На каждом объекте всегда востребованы инженеры сопутствующих специальностей:
- инженеры-строители;
- архитекторы;
- гидроинженеры;
- проектировщики;
- прорабы;
- инженеры-энергетики.
Контракт с иностранным специалистом заключается обычно на весь предполагаемый период строительства или его определённой фазы. Месячная заработная плата прораба составляет около четырёх, а инженера-энергетика — семи тысяч долларов.
Работа в ЧВК
Работа в частных военных компаниях (ЧВК) представляет собой специфический род деятельности, который наиболее приемлем бывшим сотрудникам силовых структур СНГ. Международные частные военные компании нанимаются африканскими правительствами для выполнения определённых задач, сотрудники ЧВК могут выступать в роли инструкторов при обучении личного состава в вооружённых силах африканских стран. Одной из наиболее востребованных функций частных военных формирований является обеспечение безопасности прохождения кораблей в районе Красного моря и Персидского залива, ведь всем известны многочисленные случаи нападения сомалийских пиратов на транспортные суда в их акватории. Контракт заключается обычно на год, заработная плата рядового сотрудника составляет от 5 до 7 тысяч долларов в месяц, каждые полгода предоставляется трёхнедельный или месячный отпуск с оплачиваемым перелётом на родину и обратно. Все сотрудники ЧВК полностью застрахованы.
Ещё несколько вариантов работы
В странах Северной Африки можно найти работу водителем. Некоторые представители африканского бизнеса предпочитают иметь у себя белых водителей, которые могут обеспечить им безопасность вождения при практически хаотичном движении на большинстве африканских дорог, а также будут внимательно следить за дорогостоящим транспортным средством. Заработная плата такого водителя будет составлять в районе 2 тыс. долларов в месяц.
В Африке можно устроиться поваром или поварихой. Это работа подходит не только для мужчин, но и для женщин. В элитных ресторанах африканских мегаполисов (да, есть и такие, например, Лагос — столица Нигерии с населением почти 22 миллиона человек) открываются рестораны национальной кухни, среди которых есть русская, украинская, грузинская, армянская и даже казахская. Обычно зарплата иностранного повара составляет от 2 тысяч долларов в месяц, шеф-повар может зарабатывать вдвое больше. Поваром можно работать также в ресторанах Египта или Туниса.
Подробнее о том, как русские работают в Африке читай в нашей статье на сайте.