Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Кокошники — черно-белая «клюква»

Удивительно забавные и странные съемки голливудских актрис эпохи немого и черно-белого кино в традиционном русском головном уборе.

В ХХ веке, особенно после революции, когда зарубеж хлынули эмигранты, кокошник стал непременным атрибутом любых произведений а-ля рюсс.

Очень забавно смотреть, как он "преломлялся" и мутировал в эпоху немого кино, ар-деко и декаданса, как он сочетался с макияжем другого времени. Особенно в Голливуде.

Irma Lee, burlesque dancer
Irma Lee, burlesque dancer

Началось все, конечно, с "Русских сезонов" Дягилева, балетные постановки которых поразили Париж. Великолепные костюмы танцоров в русском духе запоминались. Поветрие продолжилось с дальнейшим расползанием русского танца по миру.

Костюмы с кокошниками русских танцоров, разумеется, хоть и театральны, но достаточно аутентичны. Вот, например, наряд великой Анны Павловой.

-3

В этом снимке Тамары Карсавиной проглядывает уже некая стилизация. Но, скорей всего, это потому что в подобном легком, текстильном кокошнике удобнее танцевать, в отличие от большой конструкции, расшитой камнями.

-4

Костюмы для русских танцоров создавали профессиональные художники, изгнанники Серебряного века, типа Бакста и Бенуа. Поэтому они соразмерны и красивы. А вот взглянем на "маскарадные костюмы" русских эмигрантов, не актеров, а простых "аристократов", как говорили в Союзе -- "бывших". Карнавал он и есть карнавал, детский утренник из подручных средств, хотя чувство меры еще в наличии.

Карнавал он и есть карнавал
Карнавал он и есть карнавал

Достаточно быстро, в 1920-е, кокошник мутирует, превращаясь в модную шляпку. Такими фасонами обзавелись лучшие модные дома Парижа (в которых работали и русские манекенщицы, и русские модельеры).

Gertrude Lawrence, an English actress
Gertrude Lawrence, an English actress

Шляпки-кокошники оказываются вполне в стиле эпохи. И прекрасно сочетаются с модными тогда длинными нитками жемчуга.

-7

Но это ж Париж, там приличные люди... А вот за океаном, в Голливуде, с кокошниками творилось несусветное. Здесь не было цели делать кокошник-модную шляпку. Была цель показать русское богачество и экзотику. И даже когда пытались воспроизвести как можно точнее, все равно получалась клюква.

Florence Vidor  in 'You Never Know Women', 1926
Florence Vidor in 'You Never Know Women', 1926

Если это сочеталось с тем, что они понимали под словом "сарафан", выходило еще краше.

Aileen Pringle and John Gilbert in "Wooing the Princess"
Aileen Pringle and John Gilbert in "Wooing the Princess"
Lya De Putti
Lya De Putti

Наша императрица Екатерина Великая, ясен пень, тоже ходила в кокошнике, не снимая его. Правда, почему-то он оказывался похож на головные уборы индусских божеств. Вот в роли императрицы секс-бомба Мэй Уэст.

-11
-12

Поддалась общему безумию и Грета Гарбо.

-13

Какие губки! Именно это выражение лица изображали Дафни и Джеральдина во "В джазе только девушки"

Dolores del Rio, "The Red Dance", 1927.
Dolores del Rio, "The Red Dance", 1927.

А вот здесь помимо кокошника мне понравился мужской костюм, оригинальное сочетание газырей (патронов на груди) с орденами.

Илона Мэсси в "Балалайке" (1939)
Илона Мэсси в "Балалайке" (1939)

Вот это я даже не знаю, как характеризовать фото.

-16

В общем, наша советская Снегурочка от такого в шоке:

***

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.