HMS Tiger
«Сэр, еще одно попадание в Lion!» - доложил один из сигнальщиков. Капитан Пелли (англ. – captain Henry Bertram Pelly) перевел взгляд на флагманский линейный крейсер, и отметил что теперь на нем поднимается еще один столб дыма. Флагман эскадры – HMS Lion, находился под сосредоточенный огнем немецких кораблей. «Сигнал на флагмане!», доложил старший сигнальщик Джеймс Меиган (англ. – leading signalman James Francis Mehigan), «но его сложно разобрать». «Что значит сложно разобрать?» - в нетерпении спросил капитан Пелли, который пребывал в прескверном настроении, глядя на откровенно бездарную стрельбу своего корабля. «Сэр, адмирал приказывает нам атаковать противника на северо-востоке!» - уточнил свой доклад старший сигнальщик. Пелли поднес бинокль к глазам, и осмотрел видневшийся в дали, тяжело поврежденный броненосный крейсер немцев - Blücher, который как раз и находился по курсу N.E. Капитан Пелли колебался, почему Битти приказывает атаковать эту старую развалину, в то время как все еще остается возможность догнать отходящие линейные крейсера немцев… «Вы уверены в том, что правильно разобрали сигнал?» - уточнил Пелли в последний раз. «Да сэр! Мостик Lion сильно задымлен, но я уверен!» - доложил старший сигнальщик. Командир линейного крейсера Tiger почти физически ощущал неуверенность подчиненного и собственные сомнения, но время уходило и медлить было нельзя, поскольку поврежденный Blücher все еще вел довольно меткий огонь по легким крейсерам англичан. «К повороту, и перенесите огонь на Blücher!» скомандовал Пелли, тем самым ставя еще одну точку на полотне истории.
Заложенный в 1912 году HMS Tiger, стал последним линейным крейсером Королевского Флота, который был начат строительством до начала Первой Мировой войны. На момент завершения строительства, это был крупнейший и мощнейший из британских линейных крейсеров, который превзошел предшествовавшие ему типы Lion и Queen Mary по водоизмещению, скорости хода и бронированию. В отличие от предшественников, HMS Tiger вооружался более мощными - 152мм орудиями вспомогательного калибра, тяжелые снаряды которых (по сравнению с 102мм орудиями более ранних линейных крейсеров), должны были позволить крейсеру не только увереннее противодействовать новейшим крупным эсминцам противника, но и при определенных обстоятельствах использоваться в бою с крупными артиллерийскими кораблями. Кроме того, HMS Tiger оказался первым линейным крейсером Королевского флота, изначально имевшим на вооружении зенитную артиллерию. Несмотря на свою новизну, HMS Tiger все еще имел угольное отопление котлов.
HMS Tiger в процессе достройки
В начале октября 1914 года, HMS Tiger входит в состав 1й эскадры линейных крейсеров Королевского флота (которая в ноябре войдет в состав Гранд Флита.), но окончательно работы на нем были закончены лишь к концу месяца. Из-за начала Первой Мировой войны, корабль был введен в строй в большой спешке, и не успел выполнить штатный цикл испытаний. Поспешный ввод в строй корабля сразу же отразился на его боеготовности. Так, в середине ноября 1914 года, когда велась подготовка к переводу HMS Princess Royal в Северную Атлантику для выполнения задач по защите британского судоходства, контр-адмирал сэр Дэвид Битти (англ. - rear-admiral sir David Richard Beatty), командующий линейными крейсерами Гранд Флита, заявил, что HMS Tiger на данный момент не способен заменить HMS Princess Royal, в случае отделения последнего от эскадры. В своем письме первому морскому лорду Фишеру (англ. - admiral of the fleet sir John Arbuthnot Fisher), Битти также указал на техническую не доведенность HMS Tiger, и невозможность проведения полноценного курса боевой подготовки экипажа корабля, из-за плохих погодных условий в месте базирования 1й эскадры. Несмотря на это, командир корабля – капитан Пелли, предпринимал все возможные меры по приведению своего крейсера и его экипажа в боевую готовность.
Опоздав к Битве в Гельголандской бухте, HMS Tiger тем не менее успевает к битве у Доггер Банки. 23 января 1915 года, HMS Tiger совместно с 1й и 2й эскадрами линейных крейсеров, под общим командованием адмирала Битти, выходит в море для перехвата немецкой 1й разведывательной группы. 24 января, в результате последовавшего сражения, HMS Tiger участвует в уничтожении немецкого броненосного крейсера SMS Blücher, но при этом отличается чрезвычайно низкой эффективностью огня. Сам HMS Tiger получил 6 попаданий, в результате которых погибло 10 человек.
SMS Blücher, уничтоженный в бою у Доггер-банки
Сразу после сражения, HMS Tiger становится на ремонт, который заканчивают к 10 февраля 1915 года. В дальнейшем, линейный крейсер подвергается некоторым переделкам, в результате которых была демонтирована верхняя стойка фок мачты, расширен марс c КДП центрального управления стрельбой, смонтированы посты центрального управления стрельбой противоминной артиллерии. В 1916 году HMS Tiger вновь оказывается на верфи, где на нем устанавливают дополнительные дальномеры над боевой рубкой и на башне «Y».
HMS Tiger в Ютландском бою
В конце мая 1916 года, HMS Tiger в составе 1й эскадры линейных крейсеров выходит в море чтобы принять участие в знаменитом Ютландском сражении. В ходе сражения, линейный крейсер израсходовал около трети своего боезапаса главного калибра, при этом добился 3 попаданий, 1 в SMS Moltke и 2 в SMS Von der Tann. В ответ, немецкие артиллеристы всадили в HMS Tiger около полутора десятков снарядов (от 14 до 17, по разным источникам). Линейному крейсеру повезло избежать судьбы HMS Queen Mary, HMS Invincible и HMS Indefatigable. Тяжелые немецкие снаряды пробили барбет башни Y, а также башню Q, но по счастью, детонации погребов боезапаса не произошло. Часть погребов 152мм орудий пришлось затопить из-за опасности пожара, а зарядный погреб башни Q оказался затоплен из-за повреждений броневой палубы. Корабль получил повреждения надстроек, был разворочен левый борт полубака над ватерлинией, «вскрыта» третья дымовая труба. В общей сложности, экипаж HMS Tiger потерял 24 человека убитыми, и от 37 до 46 человек ранеными. После сражения HMS Tiger встает на месячный ремонт в Розайте (англ. - Rosyth), а после его завершения - 2 июля 1916 года, становится флагманом 1й эскадры линейных крейсеров.
Одна из схем повреждений HMS Tiger в Ютландском бою (общее кол-во попаданий отличается от указанного в тексте)
После Ютландского сражения, главные силы флотов противников более не встречались в бою. Не довелось более померяться силами между собой и линейным крейсерам. Лишь в конце 1917 года, HMS Tiger совместно с переформированной к тому времени 1й эскадрой линейных крейсеров, участвует в прикрытии действий британского флота в Гельголандской бухте, в последствии данная операция стала известна как Второе сражение в Гельголандской бухте. Но даже в этой операции HMS Tiger огня из своих орудий не открывал. В течение 1917-1918 годов, линейный крейсер в основном отстаивался в базе, и проводил мелкие работы и модернизации по переделке рангоута, улучшению управления стрельбой, усилению радиооборудования и т.д.
После окончания Первой Мировой войны, HMS Tiger входит в состав эскадры линейных крейсеров Атлантического флота, и являлся ее флагманом, до момента вступления в строй линейного крейсера HMS Hood. В 1921 году, HMS Tiger выводят в резерв, а в 1922 году он встает на ремонт в Розайте. С 1922 по 1924 года корабль вновь подвергается модернизации, в ходе которой изменяется состав зенитного вооружения, вновь меняют конфигурацию рангоута и изменяют состав прожекторного оборудования. 14 февраля 1924 года, HMS Tiger вновь входит в состав флота в качестве учебного артиллерийского корабля, и в данном качестве корабль используется до 1929 года, когда вновь включается в состав эскадры линейных крейсеров Атлантического флота, на период ремонта HMS Hood.
HMS Tiger по состоянию на 1928 год
В 1931 году, HMS Tiger выводят из строя и переводят в резерв в Девонпорте. В начале 1932 года, последний из «великолепных кошек» (англ. – splendid cats), продают на слом. Время линейных крейсеров – гордых и быстрых стальных гигантов, превосходивших по размерам современные им линкоры - уходило.
Список использованной литературы и прочих источников:
- Ховарт Д., Дредноуты,
- Мужеников В.Б., Линейные крейсера Англии,
- Робертс Дж., Линейные крейсера,
- Больных А. Г., Схватка гигантов,
- Корбетт Дж. С., Операции английского флота в Первую Мировую войну,
- Пузыревский К. П., Боевые повреждения и гибель кораблей в Ютландском бою,
- Чаплыгин А. В., Кошки адмирала Фишера. Английские линейные крейсера «Лайон», «Принцесс Ройял», «Куин Мэри» и «Тайгер»,
- Балакин С.А., ВМС Великобритании 1914-1918 гг. Справочник по корабельному составу,
- Натэниал Г. Отт., Линейные крейсера в Ютландском бою, сравнительный анализ британских и немецких проектов боевых кораблей и их влияния на войну на море,