История свидетельствует: мир на протяжении веков постоянно трансформировался. Стирались границы между странами, рушились цивилизации, меняли свой облик и образ жизни народы.
Эволюционный процесс, происходящий либо мирным, либо военным путем, затронул практически все население Европы.
Не избежали его и самые крупные из фракийских племен древние геты и даки (о том, кто такие фракийцы, написано тут
А о том, как фракийцы воевали с Римом, узнаете из этой статьи:
Начало этногенезу фракийцев было положено еще до римского завоевания на рубеже эпох до Рождества и после Рождества Христова.
В этот период римские товары и купцы прибывали в Дакию постоянно, а ходовой монетой здесь служил римский динарий. В Дакии искали убежища беглецы из Империи и дезертиры из имперской армии. Здесь все чаще и чаще использовался римский алфавит.
После завоевания гето-дакийского пространства (106 г.) римляне уже осознанно предприняли срочные меры к более тесной интеграции богатой и стратегически важной провинции Дакия в Римское государство. Это стало началом нового, решающего периода романизации, которая проникла во все сферы жизни гето-даков.
- В экономическом плане Дакия превратилась в одну из самых процветающих провинций Римской империи.
- Социальная область: в провинции римляне внедрили рабовладельческие производственные отношения и социальное неравенство, которое регулировалось римским правом.
- Языковая сфера: несмотря на то, что в Дакии был распространена народная латынь, а не чистая римская речь, все же латинский становится языком большинства населения. Весьма поспособствовало популяризации латыни размещение в Дакии и Мёзии военного населения: действующих воинских формирований и ветеранов, которые получили земли в Дакии.
- Культура: в провинции, как составной части Римской империи, возникла своеобразная культурная жизнь: устраивались гладиаторские бои и театральные представления. Сюда как-то был сослан римский поэт Овидий.
- Изменилась и религия: древние гето-дакийские пантеоны уступают место римским официальным богам, а в дальнейшем во время пассивной романизации получило распространение и христианство.
Рост и увеличение городов в Дакии способствовало романизации через экономическое и культурное влияние городских центров на местное население.
Все дороги ведут в Рим: пути сообщения стратегического назначения, густой сетью прорезавшие римские провинции, облегчали распространение римской цивилизации. Благодаря искусно построенным и хорошо охраняемым дорогам купцы с товарами получили возможность быстро перемещаться.
Большое влияние на мышление и социальное поведение местных жителей оказали римские юридические нормы. Не последнее место занимала и христианская религия, содействующая возрастанию доверия к ценностям римской культуры, к латинскому языку, посредством которого проповедовалось Священное Писание.
После ухода римлян из Дакии в 271 г. наступил очередной, завершающий период романизации Гето-даки, на которых оказывалось влияние уже романизированных соседей, окончательно превратились в дако-римлян.
Процесс романизации завершился и стал носить необратимый характер. Гето-даки, повторив судьбу многих народов, завоеванных Римом, полностью преобразились.
Они сумели усвоить самые лучшие достижения римской цивилизации – римское право, христианскую религию, латинский язык – мировой язык. В соседних странах и племенах стали называть новую народность волохами.
Таким образом, даки и геты из истории никуда не исчезли, а трансформировались. Процесс этногенеза еще не был завершен, и в дальнейшем волохи создадут собственные княжества: Валахию и Молдову.
Примечание. Все иллюстрации взяты из сети и принадлежат их владельцам.
Благодарим за то, что дочитали до конца. Поддержите нас: подпишитесь на канал, поставьте лайк и поделитесь этой статьей с друзьям в соц. сетях.