Найти тему

Покровский собор (Храм Василия Блаженного) как достояние красной площади.

12 июля 2018 года исполнилось 457 лет Покровскому собору (Храму Василия Блаженного) на красной площади. Он возведен в 1555-1561 годах по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. 4 августа Москультура пригласила меня и еще несколько блогеров, на экскурсию по храму и даже разрешили подняться на колокольню и верхнюю галерею, откуда открываются потрясающие виды на кремль и на главы (купола собора).

В самом начале экскурсии, мы встретились с Игорем Василевичем Коноваловым — звонарем Московского кремля, и отправились вверх на колокольню.На нее попасть просто так, не получиться, на нее пускают только блогеров, СМИ, и тех, кто приходят на 2 лекции в течение сезона, которые проходят ежегодно.  На колокольне собраны разные колокола, которые пришли на эту колокольню разными путями. Некоторые были воссозданы реставраторами, также были сохранены в закромах Государственного Исторического музея. Колокольня была построена позднее, в 1680-х гг. Сейчас можно увидеть колокол подлинного 16 века, который звучал еще при Иване грозном, митрополите Макарие. Так же есть колокол, который был привезен толи из Франции, толи из Бельгии. На нем есть гравировка с текстом: говорящая  о том, что «данный колокол был куплен купцами Твердиковыми и вложен в церковь Зачатия Анны, что в углу».

-2
-3
-4
Это рабочее место звонаря, волшебство звуков происходит именно на этом месте.
Это рабочее место звонаря, волшебство звуков происходит именно на этом месте.
-6
На колокольне было достаточно интересно и информативно побывать, так как рассказы про таких «гигантов» не каждый день услышишь. Так же как только появиться возможность сходить на кокольню, не упускайте ее. Ведь очень много историй можно услышать о колоколах от звонаря.
На колокольне было достаточно интересно и информативно побывать, так как рассказы про таких «гигантов» не каждый день услышишь. Так же как только появиться возможность сходить на кокольню, не упускайте ее. Ведь очень много историй можно услышать о колоколах от звонаря.

Интересные факты:

1) На красно-белой главе церкви Николы Великорецкого есть зигзаги, верхние зигзаги находят на нижние. Это сделано для того, чтобы дождь или снег лучше сходил с покрытия.
2) Список иконы "Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" (это не подлинник), подлинная икона которая висела в раме и была написана на доске концом 18 века, сейчас находиться внутри храма. Долгое время она висела на южной стороне, за стеклом. Так как от солнца нагревалась стена храма и через небольшие отверстия, в которых были гвоздики, проступало тепло, и разрушало красочные слои иконы. И в 2007 году реставраторы сказали, что эта икона больше не может находиться на стене, иначе потеряются красочное слои 18 столетья.До 2011 года, вот так выглядило место, на котором сейчас можно наблюдать данную икону
1) На красно-белой главе церкви Николы Великорецкого есть зигзаги, верхние зигзаги находят на нижние. Это сделано для того, чтобы дождь или снег лучше сходил с покрытия. 2) Список иконы "Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными" (это не подлинник), подлинная икона которая висела в раме и была написана на доске концом 18 века, сейчас находиться внутри храма. Долгое время она висела на южной стороне, за стеклом. Так как от солнца нагревалась стена храма и через небольшие отверстия, в которых были гвоздики, проступало тепло, и разрушало красочные слои иконы. И в 2007 году реставраторы сказали, что эта икона больше не может находиться на стене, иначе потеряются красочное слои 18 столетья.До 2011 года, вот так выглядило место, на котором сейчас можно наблюдать данную икону
В 2006 году там висел баннер, но хорошо, что он не так быстро там провисел. В 2010 году были открыты 2 иконы, одна на Спасской башни, а другая  на Никольской. Иконы были написаны на стене. И  реставраторы покровского храма,  тоже решили, что икона должна быть написана  на слое штукатурки, акриловыми красками. И с  2011 года и по сей день, мы можем с вами наблюдать, данную икону.
В 2006 году там висел баннер, но хорошо, что он не так быстро там провисел. В 2010 году были открыты 2 иконы, одна на Спасской башни, а другая  на Никольской. Иконы были написаны на стене. И  реставраторы покровского храма,  тоже решили, что икона должна быть написана  на слое штукатурки, акриловыми красками. И с  2011 года и по сей день, мы можем с вами наблюдать, данную икону.
Это схема «кремленограда» конца 16 и начала 17 века.  Кокольня появилась в конце 1670 г. и начале 1680 года. Сам собор появился в середине 16 века, а строительство было завершено в  1561 году.
Это схема «кремленограда» конца 16 и начала 17 века.  Кокольня появилась в конце 1670 г. и начале 1680 года. Сам собор появился в середине 16 века, а строительство было завершено в  1561 году.

Вот какой была колокольня в начале 20 века. Это работа Николая Евгеньевича Лансере. Стоит отметить роспись на колокольне, Именно так в начале 20 столетья, была расписана сама колокольня и Покровский собор.

Если взять середину 16 века, 1561 год, то вот какая была роспись храма: красные кирпичи с белыми деталями.
Если взять середину 16 века, 1561 год, то вот какая была роспись храма: красные кирпичи с белыми деталями.
Но когда реставраторы пришли в собор в конце 19 века, они увидели его вот с такой росписью. Это несколько примеров росписи, которые назывались  «под дикий камень». Так были расписаны, нижние ярусы собора с конца 18 столетья, и таким оставался собор до 1950 годов.
Но когда реставраторы пришли в собор в конце 19 века, они увидели его вот с такой росписью. Это несколько примеров росписи, которые назывались  «под дикий камень». Так были расписаны, нижние ярусы собора с конца 18 столетья, и таким оставался собор до 1950 годов.

Только в 1950 годы, реставраторами была восстановлена, частично,  роспись под кирпичный камень, которую мы видим и сегодня на стенах собора.

Собор перестроился достаточно быстро, в 1588 году. И именно в этом году к собору пристраивают церковь Василия Блаженного. До 1997 года, церковь Василия Блаженного, была закрыта для посетителей. Раньше там располагалось маленькое окошечко кассы. Многие посетители, даже не подозревали, что там находиться 10-я церковь Покровского Собора.  Реставрация церкви началась с 1994 года и длилась несколько лет , со временем был восстановлен иконостас со всеми иконами 19 века. Иконы были написаны Иосифом Чириковым (иконописцем конца 19 века). Настенные росписи конца 19 века тоже были восстановлены. И с 1997 года в этой церкви проводятся богослужения.
Собор перестроился достаточно быстро, в 1588 году. И именно в этом году к собору пристраивают церковь Василия Блаженного. До 1997 года, церковь Василия Блаженного, была закрыта для посетителей. Раньше там располагалось маленькое окошечко кассы. Многие посетители, даже не подозревали, что там находиться 10-я церковь Покровского Собора.  Реставрация церкви началась с 1994 года и длилась несколько лет , со временем был восстановлен иконостас со всеми иконами 19 века. Иконы были написаны Иосифом Чириковым (иконописцем конца 19 века). Настенные росписи конца 19 века тоже были восстановлены. И с 1997 года в этой церкви проводятся богослужения.
На фотографии рака
На фотографии рака

Для того чтобы сохранить собор, в конце 1920 и начале 1930 г., в нем прошло около 20 антирелигиозных выставок. «Любая выставка, это всегда временно». Были самые разнообразные выставки развенчивающие религию, но при этом можно было рассказывать и про архитектуру самого собора. Все это было правильным компромиссом для храма.У собора есть интересная особенность, начиная еще с 20-х годов, когда организовали в нем музей (с 1923 года). Как только помещения реставрировались, они сразу же открывались для посетителей.

Так же хочется рассказать про хоругви. Сложно найти в других музеях, настолько хорошо сохранившиеся. Заняли они свое место в 2011 году, а последний раз их видели в 1929 году, когда были прекращены богослужения в Покровском соборе. После 1929 года хоругви, отправились в запасники. Самое большое счастье, что они смогли уцелеть. В 1930 годы поступило распоряжение, отправить все хоругви на переплавку на металлолом. На тот момент в соборе было около 20 хоругвей, в итоге сохранилось около 10. Под разными предлогами, музей сохранял их.
Например вот эта хоругви,  свидетельствует о победе в казахском походе царя Ивана Грозного. Сама форма, напоминает древнерусский шлем. В 2011 году ее начали реставрировать, и оказалось, что она покрыта золочением. Это величайшая заслуга реставраторов.
Так же хочется рассказать про хоругви. Сложно найти в других музеях, настолько хорошо сохранившиеся. Заняли они свое место в 2011 году, а последний раз их видели в 1929 году, когда были прекращены богослужения в Покровском соборе. После 1929 года хоругви, отправились в запасники. Самое большое счастье, что они смогли уцелеть. В 1930 годы поступило распоряжение, отправить все хоругви на переплавку на металлолом. На тот момент в соборе было около 20 хоругвей, в итоге сохранилось около 10. Под разными предлогами, музей сохранял их. Например вот эта хоругви,  свидетельствует о победе в казахском походе царя Ивана Грозного. Сама форма, напоминает древнерусский шлем. В 2011 году ее начали реставрировать, и оказалось, что она покрыта золочением. Это величайшая заслуга реставраторов.
Специально для нас, выступил вокальный ансамбль духовного пения  DOROS. Собор сотрудничает с ансамблем уже более 10 лет. Благодаря DOROS, храм оживает. Мужской вокальный ансамбль «DOROS» существует с 2002 года и является достойным продолжателем русской певческой традиции. С момента создания ансамбля, деятельность этого коллектива ценит и поддерживает Государственный Исторический Музей г. Москвы. Вначале, основным местом для концертов стал Новодевичий монастырь, а позже, «Дорос» переехал в другой филиал этого музея — древнейший духовный памятник архитектуры — Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного).Вся информация о ансамбле:https://www.instagram.com/dorosmusic/https://vk.com/dorosmusichttp://dorosmusic.ru
Специально для нас, выступил вокальный ансамбль духовного пения  DOROS. Собор сотрудничает с ансамблем уже более 10 лет. Благодаря DOROS, храм оживает. Мужской вокальный ансамбль «DOROS» существует с 2002 года и является достойным продолжателем русской певческой традиции. С момента создания ансамбля, деятельность этого коллектива ценит и поддерживает Государственный Исторический Музей г. Москвы. Вначале, основным местом для концертов стал Новодевичий монастырь, а позже, «Дорос» переехал в другой филиал этого музея — древнейший духовный памятник архитектуры — Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного).Вся информация о ансамбле:https://www.instagram.com/dorosmusic/https://vk.com/dorosmusichttp://dorosmusic.ru
Раз зашла тема про пение, то стоит упомянуть о кувшинах - голосниках. Они нужны для очищения и улучшения пения. На втором ярусе, в семи из девяти церквей, в стенах есть отверстия. Именно в этих отверстиях и находятся голосники.
Раз зашла тема про пение, то стоит упомянуть о кувшинах - голосниках. Они нужны для очищения и улучшения пения. На втором ярусе, в семи из девяти церквей, в стенах есть отверстия. Именно в этих отверстиях и находятся голосники.
Следующим маршрутом нас ждала верхняя галерея. Это открытая часть почти под крышей собора, на которую не пускают посетителей, и вряд ли когда то будут пускать. Нам выпал шанс побывать на ней. С нее открываются отличные виды на главы собора. Их можно рассмотреть в близи.
Следующим маршрутом нас ждала верхняя галерея. Это открытая часть почти под крышей собора, на которую не пускают посетителей, и вряд ли когда то будут пускать. Нам выпал шанс побывать на ней. С нее открываются отличные виды на главы собора. Их можно рассмотреть в близи.

Еще очень много всего интересного не рассказано в моей статье, но если вас заинтересовал мой небольшой, но достаточно информативный отзыв, то смело приходите в музей и интересуйтесь. Ведь хорошие знания, к тому интересные, еще никому не вредили.