Найти тему
Корабли и люди

Тяжелый крейсер Baleares

Baleares

Капитан 2 ранга Давид Гаска (исп. - Capitán de Fragata David Gasca Aznar) в напряжении всматривался в окружающую корабль темноту. Внезапно, ночь озарилась вспышками артиллерийского огня. Шедшие впереди Sánchez Barcáiztegui и Almirante Antequera открыли огонь левым бортом по кораблям франкистов. Вслед за собратьями, «заговорил» и главный калибр Lepanto, замыкавшего левую колонну эскадры республиканцев. Открыв огонь, капитан 2 ранга Гаска также отдал приказ приготовить торпедные аппараты. Стрелки хронометра отсчитали четверть третьего, когда горизонт озарили яркие вспышки осветительных снарядов, выпущенных с крейсеров противника. Воспользовавшись тем, что осветительные снаряды демаскировали строй франкистских крейсеров, Гаска, следуя приказаниям флагмана – выпустил торпеды по кораблям противника. Выскочив из торпедных аппаратов, хищные стальные рыбины калибром в 533мм, устремились к цели. Капитан 2 ранга Гаска и не представлял, что именно его торпедному залпу суждено подвести черту под короткой, но яркой жизнью крейсера Baleares.

Тяжелый крейсер Baleares, как и его систершип - Canarias, были заказаны для испанского флота в 1928 году. Изначально планировалась серия из трех кораблей, но из-за финансовых сложностей, в конечном итоге было принято решение ограничиться двумя кораблями, перенаправив освободившиеся средства для других нужд. В основе проекта новых испанских крейсеров, разработанного фирмой Armstrong, легли британские тяжелые крейсера типа County. Оба корабля строились в Испании, что с одной стороны – обеспечило заказами местные заводы, а с другой стороны - повлекло за собой задержки в строительстве кораблей (помимо политической нестабильности и нехватки средств, сказалось отсутствие опыта строительства столь сложных боевых кораблей).

-2

Спуск на воду крейсера Baleares

Начало гражданской войны в Испании, оба корабля встретили в достройке на верфи в Ферроле (исп. - Ferrol), на крейсерах нахватало артиллерии главного и вспомогательного калибров, постов управления стрельбой. В июле 1936 года Baleares вместе с собратом попадают в руки франкистов, которые приложили все силы для того, чтобы ускорить вступление в строй обоих кораблей. Из-за импровизаций военного времени, Baleares так никогда и не получил предусмотренного проектом вооружения в полной мере, из-за нехватки оборудования и материалов, например на крейсере не устанавливалось авиационное оборудование, кроме того, согласно некоторым источникам, на кораблях так и не были установлены предусмотренные проектом 533 мм торпедные аппараты (согласно другим источникам, торпедные аппараты были установлены, и даже использовались в бою у мыса Палос).

-3

Крейсер Canarias (систершип Baleares) в доке

Baleares вступил в строй в начале 1937 года, не дожидаясь окончательной достройки – у франкистов сказывалась нехватка боевых кораблей. На момент вступления в строй, на крейсере все еще не была установлена четвертая орудийная башня главного калибра. Несмотря на это, корабль немедленно приступил к выполнению боевых задач. В январе – феврале 1937 года, Baleares совместно с Canarias поддерживает франкистские войска в боях у Малаги, ведя интенсивный огонь по противнику из 203мм орудий главного калибра. С конца февраля 1937 года, Baleares занимается блокадой портов республиканцев, крейсерскими операциями в районе Гибралтара и Средиземного моря, поддерживает франкистские войска огнем по береговым объектам.

В июне 1937 года, Baleares вновь становится к заводской стенке, и на нем наконец-то устанавливают четвертую башню главного калибра и усиливают зенитное вооружение. Завершив работы, крейсер вновь приступает к патрульной и конвойной службе – вначале в Средиземноморье, а потом в районе Бискайского залива. 7 сентября 1937 года, на траверзе мыса Шершель, Baleares сталкивается с республиканскими крейсерами Mendez Nunez и Libertad. В результате боя, франкистский крейсер получил несколько попаданий, на нем начался пожар, который чуть было не привел к детонации части боезапаса, но корабль спасли решительные действия экипажа. Несмотря на повреждения, Baleares смог воспрепятствовать проводке республиканского конвоя.

-4

Республиканский крейсер Mendez Nunez

До начала октября, Baleares продолжает выполнять боевые задачи в Средиземном море, после чего переходит в Ферроль для проведения ремонта.

-5

Республиканский эсминец Lepanto (предположительно именно он нанес роковой удар по Baleares)

5 марта 1938 года, Baleares (в качестве флагмана) в сопровождение Canarias, Almirante Сervera и трех эскадренных миноносцев, выходит в море для сопровождения транспортов в порт Пальма-де-Майорка. В ночь на 6 марта, сопровождавшие эскадру эсминцы были отправлены на базу, и отряд крейсеров остался без прикрытия. Вскоре после полуночи, противники заметили друг друга. Дальнейшие события станут известными как битва у мыса Палос. Республиканский эсминец Sanchez Barcaiztegui, разрядил торпедные аппараты в сторону крейсера Almirante Сervera, но не попал. В результате активного маневрирования, визуальный контакт был потерян, и был восстановлен лишь после 02.00. Обнаружив друг друга, противники немедленно открыли артиллерийский огонь. Согласно свидетельствам артиллеристов крейсера Libertad, им удалось добиться нескольких попаданий в Baleares. Но не эти попадания стали решающими. Спустя примерно четверть часа после восстановления визуального контакта, республиканские эсминцы вновь выходят в атаку, и их смертоносный груз в количестве 12 торпед, устремляется в сторону крейсеров Франко. Примерно в 2.20, несколько торпед одновременно поражают Baleares в районе башни Б и приводят к детонации носовых артиллерийских погребов.

-6

Схема битвы у о. Палос

В результате взрывов полностью уничтожаются обе носовые башни, и оказывается разрушенным ходовой мостик, на котором гибнет большая часть старших офицеров корабля. Борьба за живучесть корабля усложняется чудовищными повреждениями и горящим топливом, выливающимся из пробитых танков. Крейсер сразу же получает сильнейший дифферент на нос, и погружается в воду. Остальные корабли франкистов, меняют курс чтобы избежать столкновения с горящим флагманом, и не получив повреждений, выходят из боя и бросают горящий и погружающийся в воду Baleares на произвол судьбы. Спустя примерно полтора часа, погибающий крейсер обнаружили британские эсминцы HMS Boreas и HMS Kempenfelt, которые приступили к спасению уцелевших членов экипажа. По разным оценкам, спасти удалось от 441 до 469 членов экипажа крейсера, в то время как большая часть экипажа во главе с контр-адмиралом Виерна (исп. – contralmirante Manuel de Vierna y Belando) – погибли.

-7

Последние минуты Baleares (фото сделано с борта британского эсминца)

Список использованной литературы и других источников:

  • Каторин Ю.Ф., Крейсеры часть 2,
  • Больных А.Г., Крейсера,
  • Патянин С., Дашьян А., Митюков Н., Иванов В., Гайдук А., Барабанов М., Все флоты Второй Мировой,
  • Донец А.И., Тяжелые крейсера типа “County”,
  • Аламильо, А.А., Митюков Н.В., «Мендес Нуньес» и другие крейсера-скауты испанского флота,
  • Гаска, Д, Воспоминания о гражданской войне в Испании, 1936-1939,
  • REVISTA DE HISTORIA NAVAL, num. 59,
  • Томас Х., Гражданская война в Испании, 1931-1939 г.,
  • Фрэнк У.С. Adios Canarias (http://kbismarck.org/canarias.html),

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц