Осень в Казахстане традиционно считается периодом кадровых ротаций, когда накопленные в течение предыдущего политического сезона противоречия и напряженности между элитами получают разрядку, а просчеты в работе руководителей ведомств и регионов – соответствующие оргвыводы. Однако артподготовка к осенним перестановкам обычно начинается еще в летние месяцы – нередко события июля-августа определяют мейнстрим предстоящего политического сезона.
В нынешнем году ожидания от осеннего политического сезона связаны с двумя ранее заявившими о себе факторами.
Во-первых, 5 июля был принят закон «О Совете Безопасности РК». Этот орган, отныне пожизненно возглавляемый первым президентом РК – Лидером нации, по сути, получил статус чрезвычайной комиссии с чрезвычайными полномочиями на период транзита власти.
Во-вторых, после убийства известного спортсмена, олимпийского чемпиона Дениса Тена казахстанское общество потребовало отставки министра внутренних дел Калмуханбета Касымова и кардинальных реформ правоохранительной системы.
Примечательно, что оба этих фактора касаются силового блока, а потому, вероятно, следует ожидать, что кадровые пертурбации нынешней осени будут связаны именно с этой сферой, причем суммирование воздействия обоих факторов может оказать на нее мультипликативный, если не сказать взрывной эффект.
Отметим, что первый фактор уже запустил «цепную реакцию» кадровых перестановок: 7 августа помощник президента – секретарь Совета Безопасности РК Нурлан Ермекбаев был назначен министром обороны. Его предшественник – кадровый военный Сакен Жасузаков – возглавил Национальный университет обороны.
Назначение Ермекбаева было объяснено необходимостью «технологического совершенствования и модернизации вооружений» в свете «изменения геополитической ситуации и формирования новых вызовов».
Казахстанский политолог Андрей Чеботарев указал на логические изъяны этого официального толкования, отметив, что «кто, как не кадровые военнослужащие высшего офицерского состава (которым и является генерал-полковник Жасузаков – прим. Авт.), должны лучше знать, какое вооружение им необходимо».
По мнению А. Чеботарева, «скорее всего, ключевым моментом в данной ситуации стало освобождение должности помощника президента - секретаря Совета Безопасности».
«Персона же того человека, который в ближайшее время займет ее, даст определенный сигнал о дальнейших действиях Акорды», - поясняет эксперт.
Какие же кандидатуры называются в связи с открывшейся заманчивой вакансией? Сразу оговоримся, что назначенного в настоящий момент врио секретаря СБ РК Марата Шайхутдинова мы в расчет не берем как фигуру чисто техническую.