— Геронда, скажите нам что-нибудь перед тем, как уехать…
— Что я вам скажу? И так уже столько наговорил!..
— Скажите нам что-то, над чем мы могли бы внутренне работать до Вашего возвращения.
— Ну что же, раз вы так этого хотите, скажу… Итак: добродетель в собственном смысле всего одна, и имя ей — Смирение. Но вы этого не понимаете, поэтому я назову вам ещё одну добродетель, имя которой — Любовь. Но подумайте сами: если у человека есть смирение, то разве у него может не быть любви?..
О борьбе со страстями
— Геронда*, чего конкретно просил пророк Давид, молясь: Духом Владычним утверди мя?
* Ге́ронда (от греч. γέρωντας — старец) — типичное в Греции обращение к старцу.
— Давиду было необходимо управлять людьми, и поэтому он просил у Бога дар руководства. Но в Духе Владычне нуждался не только пророк. В Нём нуждается любой человек. Ведь любому человеку необходимо управлять собой, в противном случае им станут повелевать страсти.
— Геронда, а что это вообще такое — страсти?
— Я отношусь к страстям как к силам человеческой души. Ведь Бог наделяет человека не немощами, а силами. Однако если мы не используем эти силы во благо, приходит тангалашка** и использует их во зло.
** Тангала́шка (греч. ταγκαλάκι) — такое прозвище преподобный Паисий дал диаволу. Тангала́ки (или башибузу́ки) — это нерегулярные и почти неуправляемые военные отряды в Османской империи, состоявшие из сорвиголов, славившихся своей жестокостью; им не платили жалованья, а питались они за счёт мародёрства, грабя и убивая мирное население.
Так изначально добрые силы человеческой души превращаются в страсти. А мы потом начинаем роптать и пенять на Бога. Тогда как если мы будем использовать эти силы, обратив их против зла, то они станут помогать нам в борьбе духовной. Взять, например, силу гнева: если человек горяч или даже вспыльчив, это показывает, что его душа мужественна. Такое мужество помогает в жизни духовной. Если же человек вял и нерешителен, если у него нет мужества, то ему нелегко с собой бороться. А вот человек решительный, способный на сильные движения души, прилагая имеющуюся у него силу к жизни духовной, похож на мощный автомобиль, который рвёт со светофора, оставляя другие машины далеко позади. Однако, распоряжаясь своей способностью к сильным движениям души неправильно и оставляя свой гнев бесконтрольным, человек уподобляется автомобилю, который на запредельной скорости мчится по разбитой дороге: его то и дело выносит на обочину или он даже улетает в кювет.
Осознав, дав себе отчёт в том, какие душевные силы у него имеются, человек должен направить их во благо. Так, с помощью Божией, он достигнет доброго духовного устроения. Например, если кто-то видит в себе самость и эгоизм, то надо обратить их против диавола. Когда диавол приходит и начинает свои искушения, человеку, склонному к самости, надо упереться и стоять на своём. Имеется склонность к пустословию и болтовне? Её тоже можно освятить — возделывая непрестанную молитву. Посудите сами, что лучше: разговаривать со Христом и освящаться — или пустословить и согрешать? Вот так, в соответствии с тем, как человек будет использовать силы души, он может стать или хорошим, или плохим.
Это фрагмент из книги поучений преподобного Паисия Святогорца «Страсти и добродетели». Её можно купить в электронном виде в ЛитРес, в бумажном — в магазинах «Сретение», «Читай-город» и многих других книжных лавках, можно также заказать с доставкой из Нью-Йорка.
А вот прайс-лист книг «Орфографа» для оптовиков.