Из его состава итальянцам с большим трудом удалось поднять и отбуксировать на ремонт миноносец «Лампо». За проявленное мужество командир эскорта кап. 2-го ранга да Кристофаро посмертно был награждён медалью «Золотая звезда за храбрость».
Узнав о случившейся катастрофе только на следующий день от немецкого самолёта-разведчика, обнаружившего в море множество плавающих людей, итальянцы выслали в указанное место спасательную экспедицию из Триполи. В её состав вошли два госпитальных судна, два парохода и эсминцы «Антонио да Ноли» и «Уголино Вивальди», которые выловили из воды в общей сложности 1271 военнослужащего и членов экипажей потопленных кораблей и транспортов.
В середине апреля 1941 г. в Италию из Германии стали прибывать мины типа ЕМС и их защитники, что позволило Реджиа Марина провести несколько крупных минно-заградительных операций на недоступных ранее глубинах. Первую из них осуществили 19.4.1941 крейсера 7-й дивизии и эсминцы «Алвизе да Моста» и «Джованни да Вераццано». В Тунисском проливе они выставили первую часть минного поля S.1. За 33 минуты (с 7.07 до 7.40) шесть кораблей, двигавшиеся строем фронта (ЭМ занимали позиции на флангах этой линии) с интервалами в 300 м, поставили 321 мину и 492 минных защитника.
Прикрывали эту операцию ещё четыре «навигатори» - «Антонио Пигафетта», «Николо Зено», «Николосо да Рекко» и «Эмануэле Пессаньё». 24 апреля эти же корабли выставили вторую часть заграждения, состоящую из 740 мин. При этом смертоносный груз приняли и те эсминцы, которые в предыдущем выходе осуществляли охранение. Сама постановка заняла почти полтора часа. При проведении операции погиб миноносец «Симоне Скьяффино», который, обозначая границы ранее поставленного заграждения, сбился с курса и подорвался на мине.
22 апреля британский Средиземноморский флот обстрелял Триполи. На город и порт в общей сложности обрушилось 478 381-мм, 562 152-мм и 602 120-мм снарядов. Хотя причинённый ущерб оказался невелик, обеспокоенная самим фактом обстрела Супермарина приняла решение поставить севернее Триполи минное заграждение Т, чтобы более не позволять англичанам чувствовать себя так вольготно.
В этой операции приняли участие крейсера «Эудженио ди Савойя», «Эмануэле Филиберто дука дАоста», «Муцио Аттендоло» и эсминцы «Антонио Пигафетта», «Николо Зено», «Алвизе да Моста», «Джованни да Вераццано» «Николосо да Рекко» и «Эмануэле Пессаньё».
Постановка чуть было не сорвалась из-за невозможности точно определить свои координаты по причине густого тумана. Но высланный штабом Ливийского военно-морского командования миноносец «Партинопе» занял место в 15 милях к северо-западу от Триполи, в крайней точке предполагаемой к постановке линии f, и прекрасно справился с ролью навигационного ориентира. В 12.27 1 мая последняя мина ушла в воду, и корабли взяли курс на точку сбора. Возвращение в базу прошло без происшествий.
Но, чтобы обезопасить один из важнейших портов в Ливии, итальянцы сочли принятые меры недостаточными. После получения очередной партии мин из Германии, 3 июня пять крейсеров 4-й и 7-й дивизий и ЭМ «Алвизе да Моста», «Джованни да Вераццано», «Винсенко Джиоберти» и «Сирокко» поставили два дополнительных минных заграждения северо-восточнее Триполи. Корабли, загрузив вечером 1 июня мины, в 5.00 вышли к месту назначения под эскортом эсминцев «Антонио Пигафетта», «Николосо да Рекко», «Антонио Усодимаре».
В 10.05, покинув порт Триполи, ММ «Касторе» занял место навигационного ориентира, но ожидаемого отряда всё не было. Он появился только через полтора часа; как выяснилось, причиной тому стала поломка в энергетической установке «Алвизе да Моста», которую удалось устранить механикам корабля без посторонней помощи.
В 11.31, развернувшись строем фронта, корабли приступили к постановке минного поля. Именно на нём в ночь на 19.12.1941 погибли крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар» и получили повреждения КРЛ «Аурора» и «Пенелопа» из состава британского соединения «К».
В середине июня 1941 г. командующий 7-й дивизией крейсеров контр-адмирал Касарди получил приказ усилить минные заграждения в Тунисском проливе. В 12.20 27 июня крейсера «Эмануэле Филиберто дука дАоста» и «Муцио Аттендоло», приняв мины, покинули Аугусту в сопровождении ЭМ «Алвизе да Мосто», «Джованни да Вераццано» и «Николосо да Рекко». На переходе к ним присоединились эсминцы, каждый из которых принял на борт по 101 минному защитнику. Постановка поля S.2 началась в 6.54 и продолжалась до 7.32, после чего отряд без помех вернулся в Аугусту.
Продолжение эта операция получила 6 июля, после улучшения погоды. Для её скорейшего проведения к постановке мин привлекли и крейсера 4-й дивизии. Приняв в Аугусте мины, 6 июля в 13.15 в море вышли КРЛ «Эмануэле Филиберто дука дАоста» и «Муцио Аттендоло» в привычной компании эсминцев «Алвизе да Мосто», «Джованни да Вераццано» и «Николосо да Рекко». В первой половине дня следующих суток они соединились с КРЛ «Алберто ди Джуссано» и «Джованни делль Банде Нере», шедшими в охранении трёх эскадренных миноносцев из Палермо и ЭМ «Антонио Пигафетта» и «Эмануэле Пессаньё», которые накануне приняли по 92 минных защитника в Трапани.
В 7.00 8-го числа эсминцы, согласно плану, начали постановку линий S-31 и S-32 из 292 мин и 444 минных защитников. Снова всё прошло гладко, что говорило о большом накопленном опыте в проведении операций такого рода. Последние постановки заграждений в Тунисском проливе летом 1941 г. провели два переоборудованных в минзаги парома, «Реджо» и «Аспромонте». В общей сложности по ночам с 12 по 23 августа они выставили 1125 мин (в линии S-41, S-42, S-43, S-44). Эсминцы «Алвизе да Мосто», «Антонио да Ноли», «Антонио Пигафетта», «Джованни да Вераццано», «Эмануэле Пессаньё» и «Николо Зено» усилили заграждения 3302 минными защитниками.
Но вернёмся немного назад. Разгром конвоя, который сопровождал «Лука Тариго», и гибель 24 апреля дозорного судна «Эгео» заставило итальянцев считаться с новой угрозой, исходящей от надводных кораблей противника, и привлечь для эскортирования значительные силы. Первой такой операцией стала проводка пяти транспортов, вышедших из Мессины и Палермо 30 апреля под эскортом двух эсминцев и четырёх миноносцев. Их переход в Триполи прикрывали два тяжёлых и один лёгкий крейсер и три эскадренных миноносца. Конвой без приключений достиг места назначения.
Следующая подобная операция прошла с 4 по 7 мая 1941 г. На этот раз корабли итальянского флота обеспечивали переход сразу двух конвоев. Один в составе лайнера «Виктория» и пароходов «Анкара», «Барбариго», «Веньер», «Гритти», «Калития», «Фор-карини» вышел из Неаполя в Триполи, другой из транспортов «Марбург», «Кибфельс», «Райхенфельс», «Риальто» и трансатлан-тика «Марко Поло» возвращался обратно. Первый из них в непосредственном охранении сопровождали ЭМ «Уголино Вивальди», «Антонио да Ноли», «Ланцеротто Малочелло» и три ММ, второй -два эсминца и пять миноносцев.
Дальнее прикрытие состояло из трёх лёгких крейсеров 7-й дивизии и эскадренных миноносцев «Антонио Пигафетта», «Алвизе да Мосто», «Джованни да Вераццано», «Николо Зено», «Николосо да Рекко». Силы эскорта отлично справились с возложенной на них задачей, доведя своих подопечных без потерь, несмотря на активное противодействие противника, до места назначения. При этом 4 мая западнее Сицилии «Николо Зено» и «Антонио Пигафетта» обнаружили и потопили британскую ПЛ «Аск».
При всех плюсах этой системы она имела и очевидные минусы. Во-первых, крупные надводные корабли подвергались дополнительному риску попасть под удар противника. Во-вторых, запасы топлива, которого и без того не хватало, с каждым таким выходом улетучивались с неимоверной быстротой. Поэтому, как только позволила обстановка (вторжение немцев на Крит заставило англичан увести надводные корабли с Мальты), итальянцы вернулись к обычной практике сопровождения транспортов только лёгкими силами, тем более, что основным врагом для конвоев стали британские подводные лодки. И временами они наносили очень чувствительные удары.
19 августа из Неаполя в Триполи вышли бывшие трансатлантические лайнеры «Эсперия», «Марко Поло», «Нептуния» и «Океания» с войсками на борту в охранении эсминцев «Николосо да Рекко», «Уголино Вивальди», «Сирокко», «Грекале», «Маестрале», «Винсенто Джиоберти», «Альфредо Ориани» и одного миноносца.
Когда конвой находился в 11 милях севернее Триполи, на протраленном фарватере его атаковала английская субмарина «Юник». Выпущенные лодкой три торпеды поразили лайнер «Эсперия», который вскоре затонул. В воде оказалось 1170 солдат и офицеров. Корабли охранения смогли выловить из воды 1139 человек и доставить их в Триполи.
Следующий урок итальянцам британские подводники преподали почти через месяц - 18.9.1941. В этот день субмарина «Апхолдер» пустила на дно сразу два трансатлантика из трёх, следовавших с войсками в Триполи под охраной ЭМ «Антонио да Ноли», «Эмануэле Пессаньё», «Антонио Усодимаре» и «Винсенто Джиоберти». Из находившихся на борту погибших лайнеров «Нептуния» и «Океания» 6500 солдат и офицеров кораблям эскорта и спасательным судам удалось сохранить жизни 6 116-ти. При этом особо отличился «Эмануэле Пессаньё», который снял с торпедированных транспортов 2083 человека и доставил их в Триполи.
Постепенно ситуация стала меняться и далеко не в пользу держав Оси. Британский Средиземноморский флот, зализав раны, полученные в ходе проведения эвакуации войск из Греции и с Крита, приступил к активным действиям на коммуникациях, связывающих Италию с Северной Африкой. На аэродромах Мальты, воспользовавшись уходом из Средиземноморья германского Х-го авиакорпуса, к осени вновь появились торпедоносцы и бомбардировщики, а 21 октября - ударное соединение «К» в составе двух лёгких крейсеров и двух эсминцев.
Незадолго до этого Супермарина приняла решение обезопасить от набегов противника второй по размеру порт в Ливии - Бенгази, поставив минное заграждение В. С этой целью 12.10.1941 в 3.40, приняв на борт мины, из Таранто совместно с крейсерами «Эмануэле Филиберто дука дАоста», «Эудженио ди Савойя», «Раймондо Монтекукколи» вышли эсминцы «Джованни да Вераццано», «Уголино Вивальди», «Ланцеротто Малочелло», «Авиери»и «Камицио Нера». Утром следующего дня итальянский самолёт-разведчик обнаружил в 130 милях от Александрии два английских линкора в сопровождении кораблей охранения.
Последовал приказ немедленно прекратить операцию и возвращаться в базу. По ряду причин постановку этого заграждения несколько раз откладывали, а потом оно вообще не понадобилось, поскольку события начали развиваться с калейдоскопической быстротой.
Поскольку с каждым днём доставлять снабжение, горючее и войска в Северную Африку становилось всё труднее, а командующий Африканским корпусом всё настойчивее требовал увеличить доставку снабжения и подкреплений, дошло до того, что эсминцы типа «Навигатори» стали использовать в качестве быстроходных транспортов для доставки войск в Ливию. С октября по ноябрь 1941 г. «Эмануэле Пессаньё» и «Николо Зено» совершили по четыре таких рейса, дважды в компании «Антонио да Ноли» и дважды -с «Уголино Вивальди».
Всего было перевезено 3192 военнослужащих Вермахта. Расход топлива за время этих походов составил 2123 т для всех кораблей, что Супермарина признала на фоне топливного кризиса чрезмерным. Но эти экстренные меры, также как и проводка небольших конвоев, положения спасти не могли. Роммелю не хватало буквально всего. Попытка же провести крупный караван транспортов под кодовым названием «Дуйсберг» завершилась 9.11.1941 практически его полным уничтожением, несмотря на мощное прикрытие (два ТКР и шесть ЭМ) крейсерами британского соединения «К».
Это побудило Реджиа Марина отказаться от проводки крупных конвоев и перейти на одновременную посылку одиночных судов различными маршрутами под эскортом эсминца или пары миноносцев. При этом для дальнего прикрытия высылались достаточно крупные силы флота.
18.11.1941 8-я британская армия перешла в наступление. Итальянские и немецкие части, нуждавшиеся в боеприпасах, пополнении и, главное, в горючем, начали отступать. Через восемь дней англичане деблокировали Тобрук, а вскоре взяли Бенгази. Командующий Африканским корпусом буквально засыпал Берлин и Рим требованиями наладить нормальное снабжение его войск. Немцы беспрестанно давили на дуче. Итальянцам ничего не оставалось, как активизировать свою деятельность.
Первая же конвойная операция, проведённая в соответствии с новыми принципами, прошла с большими осложнениями. Только три транспорта из восьми и лёгкий крейсер «Луиджи Кадорна» с грузом бензина достигли пункта назначения. Три судна с грузами вернулись назад в итальянские порты, ещё два - «Прочиду» и «Марицу» отправили на дно пушки кораблей английского соединения «К», а итальянские КР «Тренто» и «Луиджи ди Савойя дука делльи Абруцци» в результате атак британских торпедоносцев получили тяжёлые повреждения. И если первый из них смог добраться до базы своим ходом, то у второго была оторвана корма, и он потерял возможность управляться и лишился хода.
Ему на помощь пришли КР «Джузеппе Гарибальди» и эсминцы «Уголино Вивальди», «Антонио да Ноли», «Эмануэле Пессаньё». Несмотря на непрекращающиеся налёты вражеской авиации, им удалось обеспечить «подранку» надёжное прикрытие и вывести его из опасного района. Тем не менее, такую систему проводки транспортов Супермарина признала вполне жизнеспособной.
Следующая операция по доставке в Северную Африку военных грузов и войск началась 29.11.1941. Она проводилась в соответствии с теми же принципами, что и предыдущая. Разными маршрутами из различных портов в Ливию вышли семь транспортов. Теплоход «Вениеро» покинул Таранто под эскортом ЭМ «Джованни да Вераццано», а танкер «Иридио Монтовани» с 7000 т топлива двинулся в путь из Трапани в сопровождении «Алвизе да Мосто». Дальнее прикрытие всей операции возлагалось на три КРЛ 7-й дивизии в охранении четырёх эскадренных миноносцев, которым предстояло патрулировать по маршруту движения транспортов, и ЛК «Кай Дуилио», КРЛ «Джузеппе Гарибальди» и шести ЭМ.
Утром 1.12.1941 эсминец и танкер были обнаружены британским самолётом-разведчиком, который доложил об этом на Мальту. Около 13.00 торпедоносцы «бленхейм» нанесли удар по итальянским кораблям. «Иридио Монтовани» получил попадание в корму и лишился хода. После того как самолёты улетели, «Алвизе да Мосто» завёл на повреждённый танкер буксир и попытался довести его до места назначения. Борьба за судно и его ценный груз продолжалась в течение пяти часов.
Периодически над танкером и эсминцем появлялись самолёты с Мальты. По утверждению итальянцев, вечером английским торпедоносцам удалось добиться ещё одного попадания, и «Иридио Монтовани» начал тонуть. «Алвизе да Мосто» подошёл к его борту, чтобы снять экипаж. Вскоре на горизонте появились британские крейсера «Аурора», «Пенелопа» и эсминец «Лайвли». Командир итальянского эскадренного миноносца кап. 2-го ранга Франческо Делль Анно принял решение атаковать вражеские корабли, проявив одновременно незаурядное мужество и полное безрассудство.
В 18.01 «Аурора» открыла огонь из носовых башен по противнику. «Алвизе да Мосто» ответил торпедным залпом с предельной дистанции 10 000 м, а затем ввёл в дело артиллерию. Увидев, что торпеды прошли мимо, командир итальянского эсминца приказал отвернуть и поставить дымовую завесу. Под её защитой «Алвизе да Мосто» снова вышел в атаку с расстояния 6000 м, но опять безрезультатно. В 18.09 на отходе его накрыли залпы английских крейсеров, когда в бой вступила «Пенелопа».
До сих пор неизвестно, кому принадлежит удачное попадание, от которого взорвался кормовой погреб боезапаса на итальянском эсминце. «Алвизе да Мосто» скрылся в огненном вихре, и англичанам показалось, что спасшихся не будет. Итальянцы утверждают, что всё выглядело несколько иначе. После взрыва кормового погреба боезапаса главного калибра кап. 2-го ранга Делль Анно приказал покинуть корабль, и часть экипажа успела это сделать.