Эллинские народ, которые уже не был господином на собственной родине, независимость которой они похоронили в бесконечных междоусобных и гражданских войнах, вдруг обрели второе дыхание и под предводительством царя, предки которого еще несколько столетий назад считались дикими варварами, выплеснулись на бескрайние просторы Азии. Александр Великий объединил все народу ойкумены в одном государстве, обеспечив всем равные права. Его армии принесли народам Востока эллинскую культуру, поменяв их веками складывавшийся жизненный уклад и заставив разговаривать на греческом языке, но и сами греки стали жертвой необратимой метаморфозы.
Замкнутый на самом себе демократический или аристократический полис, в котором пользовались всеми правами только члены общины, перестал существовать, уступив место гигантским многонациональным государствам, которыми управляли монархи. Изменился и менталитет людей. То, что казалось недопустимым в понимании свободного грека эпохи классики, стало нормальным явлением для людей периода эллинизма. Отныне этническая принадлежность к греческому времени полностью утратила свое былое значение, уступив место идеи всемирного гражданства и равенства всех людей вне зависимости от национальности. Понятия «эллин» и «неэллин» имели не этническое, а социальное содержание, обозначая принадлежность того или иного представителя восточной знати к правящей элите.
Греки распространили на Восток свой образ жизни, получая взамен невиданные доселе духовные и религиозные доктрины, которые полностью меняли их образ мышления. Эллины, деды и отцы которых гордо страдали под ударами всемогущего рока, не ожидая после смерти ничего, кроме мрачного Аида, вдруг обнаружили, что есть религии и боги, которые обещают и даже гарантируют блаженство после смерти. Конечно, греки не могли отказаться от своих старых богов, которые могли прогневаться и страшно отомстить, поэтому они поступили в точном соответствии с менталитетом древнего человека – к традиционно почитаемым божествам они прибавили новых.
Так египетская Исида превратилась в Деметру, малоазийский Сарапис стал Зевсом, а в Пергаме фригийскую Кибелу не минуты не сомневаясь превратили в Афродиту. Чтобы еще больше укрепить связь старых и новых богов, греки начали строить пантеоны – храмы, посвященные сразу всем богам. Среди жителей эллинистических городов были очень популярны различные мистические обряды, гадания, гороскопы, пышным цветом расцвели разнообразные оккультные науки, которые раньше были достоянием узкой группы посвященных жрецов.
Введение на завоеванном Востоке греческой монархии изменило характер искусства. Деспотичные режимы в эллинизированных Азии и Египте заставили отказаться от какой-либо политический тематики, допуская только прославление собственного богатства и могущества. В искусстве произошел крутой поворот к тематике частной жизни и быта. Кроме того, появилась не свойственная греческой классике элитарность, возникла салонная литература, рассчитанная на узкий круг читателей. Изобразительное искусство и архитектура приобрели излишнюю декоративность, пышность и вычурность, где форма очень часто подменяла почти исчезнувшее содержание. Главным же свойством культуры эпохи эллинизма стала ее утилитарность, она была вся направлена на человека: вместо великих философов появились великие ученые, а вместо помпезных храмовых комплексов – города с канализацией, многоэтажными домами и широкими улицами.