Род Мамонтовых, богатых и уважаемых русских купцов, стал известен ещё в XVIII веке — некто Кондратий Мамонтов служил приказчиком у калужского дворянина. Потомки Кондратия занялись торговлей, а основной капитал семьи сколотил Иван Фёдорович Мамонтов — удачливый предприниматель и купец I гильдии.
Савва Мамонтов, самый известный представитель династии, был сыном Ивана Фёдоровича.
Богаты, как Крёз
Семья жила на широкую ногу — балы, приёмы, музыкальные вечера. Молодые Мамонтовы принимали участие в увеселениях, но не забывали учиться — исправно посещали гимназию. Они знали, что продолжат дело отца.
Савва, пятый ребёнок и третий сын Ивана Фёдоровича, после окончания университета был назначен руководителем центрального отделения Закаспийского торгового товарищества, которое основал его отец, но особого рвения к делу не выказывал. Молодой человек любил театр, учился пению, побывал в Италии. Коммерция у романтично настроенного юноши интереса не вызывала.
Всё изменилось после женитьбы Саввы и смерти его отца: во-первых, наследник почувствовал ответственность перед семьёй, а во-вторых — наконец-то нашел дело по душе. Он стал директором Московско-Ярославской железной дороги.
Железная дорога и искусство
Железная дорога увлекла Мамонтова. Он не только занимался семейным предприятием (акции Московско-Ярославской принадлежали Мамонтовым), но и строил новые стальные артерии, иногда даже почти без выгоды, просто потому, что новые пути были необходимы стране.
При этом не забывал и об искусстве: поддерживал молодых художников, содержал оперную труппу, занимался коллекционированием. В общем, был разносторонним человеком, обласканным и Гермесом, и Аполлоном.
Ошибки бизнесмена
Успехи окрылили предпринимателя, поэтому он задумал расширить семейное дело — не только строить железные дороги, но и наладить полный производственный цикл, от переплавки руды до изготовления рельсов и вагонов. Для этого Савва купил и арендовал несколько заводов. Их состояние было плачевным, для модернизации требовались деньги.
Мамонтов надеялся получить средства от новых госзаказов на строительство железной дороги, да к тому же решил пожертвовать частью семейных акций Московско-Ярославской, заложив их в банке. Государственный подряд был получен, поступили и банковские ссуды, однако это лишь ухудшило положение предпринимателя. Он не успевал следить за своими владениями, вовремя решать возникающие проблемы. Деньги постепенно разворовывались управляющими, заводы не приносили прибыли — состояние Мамонтова стремительно таяло.
Масла в огонь подлили чиновники. Видя такое положение дел, они отозвали подряд и назначили ревизию. Оказалось, что средства из железнодорожной казны Мамонтов пускал на поддержание других предприятий. Подтянулись и банки — потребовали возврата кредитов. Крах был неминуем.
Богатство — вода: пришла и ушла
Имущество предпринимателя описали, его самого арестовали и посадили в Таганскую тюрьму. Министры, политики, банкиры, ещё недавно называвшие Мамонтова другом, дружно от него отвернулись. Поддерживала Савву лишь московская богема, да рабочие его заводов.
Чтобы вызволить Мамонтова из-за решетки, были наняты лучшие адвокаты. Они помогли — убедили присяжных в невиновности подзащитного. Коммерсанта освободили, однако от былого богатства не осталось и следа.
Заводы, особняки, коллекции произведений искусств распродали кредиторы, железную дорогу выкупило государство (по цене гораздо ниже рыночной), акции перешли в чужие руки. На выплату долгов хватило, а для себя не осталось ничего.
После такого потрясения Мамонтов так и не смог оправиться. Он поселился у дочери и тихо доживал свои дни.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Как жили и сколько зарабатывали русские рабочие до революции
Кто получал пенсии в царской России