Найти тему
Записки истории

Курс на Берлин

O дружбе летчиков и подводников

Август 41-го...

— А ну, взгляни, у тебя «глаза помоложе. Облако или аэростат?
Советский бомбардировщик, принимавший участие в налётах на Берлин в начале войны.
Советский бомбардировщик, принимавший участие в налётах на Берлин в начале войны.

Теперь они оба, и пилот, и штурман, в четыре глаза пристально всматривались в мутную кашицу за стеклом. Самолет встряхнуло.

— Облако, товарищ полковник.
Флагманский штурман 1-го минно-торпедного авиаполка  ВВС ВМФ капитан Петр Ильич Хохлов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Хохлову Петру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 524).
Флагманский штурман 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС ВМФ капитан Петр Ильич Хохлов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество капитану Хохлову Петру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 524).
— А справа?
Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе)
Советский дальний бомбардировщик ДБ-3Б «борт 2-красный» в полете. Перед кабиной пилота установлен радиополукомпас РПК-2 (рамочная антенна в обтекателе)
— Да кто его разберет,

— пожал плечами штурман.

Бомбардировщик круто пошел вверх. Нужно остерегаться: немцы всюду понаставили заградительные аэростаты. Того и гляди, налетишь в темноте. Тогда— крышка.

В кабине стало еще холоднее. Зябли руки. Сплошные облака, а тут еще зарядил дождь.

Внизу сквозь редкие просветы проплывали огни городов. Немцы не заботились о маскировке. Они предвкушали скорую победу, И никому из них в голову не могло прийти, что в их глубоком тылу, за почти непроходимой стеной облаков идут советские самолеты.

Советский дальний бомбардировщик ДБ-3 первых серий в полете. Самолет окрашен в трехцветный пятнистый камуфляж. Такую окраску имели первые серии дальних бомбардировщиков, выпущенные московским заводом №39 в 1937 году и стоявшие на вооружении 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ВМФ.
Советский дальний бомбардировщик ДБ-3 первых серий в полете. Самолет окрашен в трехцветный пятнистый камуфляж. Такую окраску имели первые серии дальних бомбардировщиков, выпущенные московским заводом №39 в 1937 году и стоявшие на вооружении 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ВМФ.

На аэродроме в Штеттине их любезно пригласили на посадку — приняли за «своих».

Не хватало воздуха. Сырость, казалось, сочилась из стен кабины. Стала гуще заградительная зона аэростатов. Самолеты взяли высоту в 7 тысяч метров.

Этим ночным полетом руководил командир Первого минно-торпедного авиаполка Евгений Николаевич Преображенский. Полковник вел двенадцать дальних бомбардировщиков «ДБ-3». Они шли на залитый яркими ночными огнями Берлин.

Командир 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Герой Советского Союза полковник Е.Н. Преображенский.
Командир 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота Герой Советского Союза полковник Е.Н. Преображенский.

А теперь — слово капитану 1-го ранга Петру Денисовичу Грищенко.

— Товарищ капитан 2-го ранга, разрешите доложить?
Командир советской подводной лодки Л-3 капитан 1-го ранга Петр Денисович Грищенко (1908 — 1991) у рубки своего корабля.
Командир советской подводной лодки Л-3 капитан 1-го ранга Петр Денисович Грищенко (1908 — 1991) у рубки своего корабля.
— Докладывайте!
Портрет Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Николая Павловича Египко (1903—1985). 1939 г.
Портрет Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Николая Павловича Египко (1903—1985). 1939 г.
— Получен приказ от командира соединения,

— шифровальщик протянул мне только что принятое сообщение.

За годы службы на флоте я хорошо знал характер Героя Советского Союза Николая Павловича Египко и по тону шифровки понял: приказ очень строг. Умри, а выполни.

Командир бригады подводных лодок КБФ капитан 2 ранга Н.П. Египко. Июль-сентябрь 1941 г.
Командир бригады подводных лодок КБФ капитан 2 ранга Н.П. Египко. Июль-сентябрь 1941 г.

На первый взгляд шифровка могла показаться не совсем понятной. Нашей подводной лодке было приказано в ночь с 7 на 8 августа 1941 года встать на якорь в указанной точке. Ровно в час ночи мы должны были зажечь прожектор и светить им в зенит. Прямо в небо. Целые пять минут.

Штурман Алексей Петров быстро нашел эту точку на карте. Балтийское море, неподалеку немецкий остров Рюген. До берега миль семь, нет, пожалуй, восемь...

Штурман «Л-3» капитан-лейтенант Петров А.И.
Штурман «Л-3» капитан-лейтенант Петров А.И.

Взгляд скользнул ниже по карте. Вот оно что — здесь проходил меридиан Берлина.

Ранним утром лодка легла на заданный курс.

Еще за несколько часов до прихода в нужный район прозвучала команда:

— Перейти на моторы подкрадывания.

Они работают тихо, еле слышно. Движемся медленно, но зато можно быть спокойным — враг не услышит.

Подводная лодка «Л-3» «Фрунзовец». Рисунок.
Подводная лодка «Л-3» «Фрунзовец». Рисунок.

Мы пробирались в достаточно обжитой район. Над нами проплывали корабли, но никто не подозревал, что под самым носом у немцев появилась советская подводная лодка «Фрунзовец».

В этот день у перископа дежурил самый глазастый вахтенный офицер — лейтенант Дубинский.

Командный состав подводной лодки «Л-3». Стоят (слева направо): старшина группы трюмных машинистов мичман М.В. Вальцев, командир минно-торпедной группы Л.И. Шелобод, боцман мичман К.Е. Настюхин, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант М.А. Крастелев, командир БЧ-2-3 старший лейтенант И.А. Дубинский, командир группы рулевых старший лейтенант И.С. Луганский; сидят: командир БЧ-1-4 старший лейтенант А.И. Петров, командир лодки капитан 2 ранга П.Д. Грищенко, командир группы движения техник-лейтенант Н.И. Шевяков, помощник командира капитан-лейтенант В.К. Коновалов, старшина группы торпедистов мичман С.И. Сидоров... Июль 1942г.
Командный состав подводной лодки «Л-3». Стоят (слева направо): старшина группы трюмных машинистов мичман М.В. Вальцев, командир минно-торпедной группы Л.И. Шелобод, боцман мичман К.Е. Настюхин, командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант М.А. Крастелев, командир БЧ-2-3 старший лейтенант И.А. Дубинский, командир группы рулевых старший лейтенант И.С. Луганский; сидят: командир БЧ-1-4 старший лейтенант А.И. Петров, командир лодки капитан 2 ранга П.Д. Грищенко, командир группы движения техник-лейтенант Н.И. Шевяков, помощник командира капитан-лейтенант В.К. Коновалов, старшина группы торпедистов мичман С.И. Сидоров... Июль 1942г.

В открытом море трудно определить местоположение. Нашими единственными ориентирами могли служить маяки. Один — Аркона на острове Рюген, другой — Рэне на датском острове Борнхольм.

Когда, по нашим подсчетам, наш минный заградитель пришел в заданный район, подняли перископ. Через несколько секунд Дубинский радостно закричал:

— Вижу маяк.

Я заглянул в окуляр: ясно пил на высокая башня с темными поперечными полосами. Конечно, это маяк Аркона.

— Курс 120,

— прозвучала команда.

Карта налетов морской авиации на Берлин
Карта налетов морской авиации на Берлин

Пройдя 4 мили, лодка отдала подводный якорь. Мы были на месте. Теперь оставалось только ждать.

Ровно в 24 часа 15 минут был дан сигнал тревоги:

— По местам стоять! К всплытию!

Потом:

— Прослушать горизонт!

«Уши корабля», акустик Дмитрий Жеведь доложил:

— Горизонт чист.
Жеведь Дмитрий Федорович, краснофлотец, акустик.
Жеведь Дмитрий Федорович, краснофлотец, акустик.

И тогда еще одно приказание:

— Продуть среднее!

Это значит, что воздух выдавит сейчас груз из цистерны, находящейся посередине лодки, и мы всплывем.

— Прожектор наверх!

Боцман Константин Настюхин осторожно выносит на палубу прожектор. Нас на палубе двое. Я то и дело подхожу к открытому люку, поглядываю на часы. Небо все в облаках, чуть крапает дождь.

Боцман «Л-3» мичман К.Е. Настюхин.
Боцман «Л-3» мичман К.Е. Настюхин.

До часу ночи остается семь минут... пять... две...

— Зажечь прожектор,

— шепчу я.

Ослепительный столб света прорезал облака.

В руке у меня зажата «груша» (сигнализатор срочного погружения). Нажму кнопку, и через 30 секунд лодка стремительно уйдет под воду. Только успевай впрыгнуть в люк. Но этого делать нельзя ни в коем случае. Пять минут, ровно пять, должен светить прожектор.

Ослепительный столб света прорезал облака...
Ослепительный столб света прорезал облака...

Слышен далекий гул самолетов. Все. Можно уходить под воду и ложиться на обратный курс.

В 6 утра радист поймал родную Москву, и мы услышали сводку Информбюро:

«В ночь с 7 на 8 августа : группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб в районе Берлина.
В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы...»
Сообщение в газете «Красная Звезда» от 9 августа 1941 г. о первом налете на Берлин.
Сообщение в газете «Красная Звезда» от 9 августа 1941 г. о первом налете на Берлин.

В этот день команда собралась в самом большом, первом отсеке. Комиссар поздравил всех с отлично выполненным заданием.

Еще 9 налетов на Берлин и на крупные города Германии совершили наши летчики той осенью. Больше им уже никто не «подсвечивал»: они летали по знакомому пути.

Рубка «Л-3» в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.
Рубка «Л-3» в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.

А наша лодка всю войну сражалась на Балтике, потопила 15 кораблей, Команда «Фрунзовца» получила 423 ордена и медали...

Мемориальная доска с именами членов экипажа ПЛ «Л-3». Парк Победы, Москва.
Мемориальная доска с именами членов экипажа ПЛ «Л-3». Парк Победы, Москва.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-19