Лето. Группы совмещены. Из моих выпускников осталось двое. Кроме моих будущих выпускников в группу ко мне ходят дети с ТНР из параллельной коррекционной группы. Хочу поделиться своими наблюдениями. Если сравнивать две логопедические группы нашего комбинированного ДОУ, налицо работа двух учителей-логопедов. У обеих высшая категория. В первой логопедической работает по-советски образованная «стажистка». Во второй логопедической трудится молодая, современно образованная, публичная. У «стажистки» дети начинают говорить в средней группе. В школу уходят с нормой, читающие. Из второй логопедической дети ходят в настоящее время ко мне. У них к подготовительной группе совсем не сформировано звукопроизношение. Такими и уходят в школу. Тем не менее, после очередного городского выступления молодого логопеда, ей настоятельно предлагают заняться научной работой.
Теперь о детях. Я не специалист, чтобы проводить какие-то глубинные исследования, но как Акын, «что вижу – то пою». Эти дети каждое лето из-за длительных отпусков специалистов посещают мою массовую группу. При сохранном интеллекте наблюдаются все признаки нарушений эмоционально-волевой сферы. Почти все дети расторможены, совсем не слышат словесных обращений и тем более инструкций. У них начисто отсутствует эмпатия. Работать с ними крайне тяжело. Интересно, когда уплотняют такие группы до восемнадцати человек, о чем-нибудь думают или, как всегда, всем на всех наплевать?