Найти в Дзене
LEVEL UP

Рисуночный психологический тест "Человек"

Психологический тест "Человек" специалисты часто используют как в повседевной практике, так и в процессе тестирования будущих первоклассников. Его разработал К. Маховер в 1946г. на основе теста Гудинаф–Харриса "Нарисуй человека".

Инструкция: "Нарисуй человека" (любого, как хочешь). Важно обращать внимание на то, какие детали человек стирает или обводит несколько раз - это так называемые "проблемные зоны".

Материалы: лист А4 (обычно располагают вертикально) и простой карандаш средней мягкости (М или 2М). Резинку специально не предлагают, но дают по просьбе рисующего.

Вопросы после завершения рисунка:

1. Кто этот человек? Сколько ему лет?

2. Что он делает на этом рисунке? Где он находится?

3. Чем он занимается (учится, работает)?

4. Что он любит и что не любит?

5. Есть ли у него семья, друзья, враги?

6. О чем он мечтает?

7. Тебе он нравится? Что бы ты хотел в нем изменить?

Рисуночный психологический тест "Человек": интерпретация 

1. Представление о себе (Я-концепция)

Размер фигуры и расположение в пространстве (общие правила для интерпретации рисунков):

• человек расположен в центре листа и занимает примерно 2/3 страницы - адекватная самооценка;

• маленькая фигура (меньше 1/3 страницы) ниже средней линии - заниженная самооценка, неуверенность в себе, сниженное настроение;

• маленькая, но выше средней линии - компенсаторно завышенная самооценка, сниженное настроение;

• огромная (больше 3/4 страницы) - завышенная самооценка, эгоцентризм, тревога.

Фигура смещена влево - человек ориентирован на прошлое ("живет воспоминаниями"), вправо - на будущее ("живет мечтами и надеждами"), находится в центре - на настоящее ("здесь и сейчас").

Фигура неустойчива, наклонена в сторону - неуверенность; стоит устойчиво, на какой-либо линии - уверенность, "твёрдо стоит на ногах".

Изображен человек своего пола - адекватная полоролевая идентификация. Противоположного пола - существует очень значимый, подавляющий человек или косвенный признак гомосексуализма.

Рассказ о нарисованном человеке отражает существующее или желаемое положение рисующего. Соответственно, интерпретация ответа "у него много друзей" будет "достаточно социальных контактов" или "не хватает социальных контактов". Как отличить? Если какая-то деталь подчеркивается или игнорируется, это указывает на трудности в этой сфере: "У него ОЧЕНЬ много друзей" или "Насчет друзей не знаю". Особенное внимание уделите вопросам № 6 и 7 - ответы на них отражают истинные волнения и переживания рисующего.

• Голова - сфера мышления и отношения к себе. Соотношение пропорций головы и тела указывает на соотношение духовоного и физического в человеке.

• Руки - символ взаимодействия с окружающим миром, общения с другими людьми. Если руки спрятаны, прижаты к телу, плохо прорисованы - общение затруднено.

• Ноги - ощущение собственного положения в мире: устойчивого и прочного или шаткого и слабого.

• Украшения, ресницы, прическа - артистичность, демонстративность, желание быть в центер снимания.

2. Образ тела человека

Рисунок отражает представление о человеческом теле, поэтому "проблемные зоны" будут нарисованы с напряжением (сильный нажим, стирания, множественные линии), пропущены (только намечены) или выглядеть странно, неадекватно. Например:

• на лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль. 

• нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки. 

• нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии. 

• нет туловища или туловище в виде палочки. 

• нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев. 

• нисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев. 

• нет ступней. 

• нет одежды и нет никаких половых признаков. 

• голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела. 

• подчеркнуты половые признаки или половые органы.

Признаки психической патологии:

• части тела отделены от туловища (не соединены с ним), 

• в тело человека встроены неживые предметы (соединение живого с неживым), 

• изображен не человек (робот, монстр и т.д.), 

• полное стирание или закрашивание лица или всей фигуры, 

• прозрачные детали (сквозь одну видно другую) (до 6 лет - нормально), 

• нарисованы внутренние органы