Центробанк объявляет бой инсайдерам. Отныне перечень инсайдерской информации, прописанный в законе, перестанет быть исчерпывающим. Эмитенты смогут постоянно формировать его, включая дополнительные виды информации, исходя из особенностей своей деятельности.
Эти и другие новации содержатся в поправках к закону «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Закон уже подписан президентом.
Напомним, что «инсайд» (от английского слова inside – «внутри») – это данные, полученные от сотрудника какой-либо организации или фирмы и предназначенные для «внутреннего пользования». Эта информация, как правило, не подлежит разглашению, поскольку может причинить ущерб данной фирме или дать преимущество ее конкурентам.
Стоит отметить, что инсайд или утечки информации в российском банковском секторе не очень часты, но все же случаются. Так, можно вспомнить как серьезно «вздернулись» акции Росбанка за два часа до объявления о покупке ценных бумаг этой кредитной организации банком Societe Generale.
Или другое памятное событие: 9 октября 2003 года. В день, когда рейтинговое агентство Moody's присвоило инвестиционный рейтинг России. За полтора часа до объявления кто-то начал скупать облигации Россия-30. Котировки поднялись почти вдвое от номинала.
Впрочем, Центробанк всегда стремился оградить рынок от незаконных утечек информации. Вот и в нынешнем году, как ранее сообщала «Финансовая газета», регулятор выявил неправомерное использование инсайда при продаже валютной выручки на Московской бирже. Фигурантами стали казначей «Лукойла» и трейдер, действовавший в интересах брокера – нерезидента Ronin Europe Ltd.
Поскольку проблема существует и является довольно острой, поправки к Закону, прежде чем были приняты, детально обсуждались с участниками рынка. Потому-то они теперь позволят более эффективно вести борьбу с незаконным использованием внутренней информации и манипулированием рынком и одновременно снизить административную нагрузку на компании.
Так, теперь вводится четкое определение, что именно является манипулированием рынком. При этом Банк России сможет нормативным актом дополнять уже имеющийся в законе перечень действий, относящихся к манипулированию. Это даст регулятору возможность оперативно реагировать на ситуацию.
В то же время за нарушения, указанные в нормативном акте регулятора, не предусмотрена уголовная ответственность, за них может последовать только административное наказание и иные применяемые Центробанком меры.
Отдельно прописывается, что за такие нарушения не могут быть привлечены к ответственности СМИ, опубликовавшие ту или иную информацию.
Кроме того, Закон уточняет и детализирует порядок проведения Банком России проверок, связанных с противодействием неправомерному использованию инсайда и манипулированию рынком. Отныне сотрудники ЦБ РФ при проведении проверок получили право проводить осмотр помещений, территорий, предметов и документов. Правда, одновременно устанавливается жесткий порядок подобных проверок и осмотра: на них необходимо получить согласие председателя Центробанка или его заместителя.
Как поясняет первый заместитель главы Центробанка Сергей Швецов, «ценность Закона в том, что с одной стороны, в нем уточняется значительная часть норм, которые до сих пор имели двойственное толкование, а с другой – задача противодействия негативным явлениям на финансовом рынке теперь разделяется между Банком России и эмитентами».
Таким образом, и регулятор, и эмитенты наконец-таки получили инструментарий, который позволит повысить эффективность работы в сфере противодействия недобросовестным практикам. А это, несомненно, улучшит качество российского рынка.