Для чего нужны наушники в современной радиостудии или студии звукозаписи, каким производителям доверяют профессионалы и на какие параметры наушников следует ориентироваться при их выборе? Попытаемся найти ответы на все эти вопросы
Для чего это нужно
Студийные наушники, в отличие от бытовых моделей, которые продаются на каждом углу, отличаются тем, что передают практически неискаженный и неокрашенный звук: это основное, что от них требуется. Ровное, прозрачное и чистое звучание аудиоматериала во время работы позволяет услышать множество мельчайших деталей и нюансов звука, которые могут быть незаметны на студийных мониторах. Хотя при использовании в быту именно эта особенность профессиональных студийных наушников может не понравиться потребителю.
В студии наушники используют радиоведущие, а также артисты при записи фонограмм наложением, звукорежиссеры во время сведения фонограммы, или позже — во время мастеринга. Они бывают востребованы при проверке технического качества звукового сигнала: к примеру, многие технические недостатки (среди которых небольшие нелинейные искажения, редкие слабые щелчки, низкоуровневые шумы и прочее) можно обнаружить только в них.
Следует отметить, что даже самые качественные наушники не заменяют студийные мониторы, а всего лишь дополняют их. Это обязательное средство персонального прослушивания, несмотря на то, что в студии обычно есть несколько пар высококачественных мониторов. Основные плюсы студийных наушников — отсутствие влияния акустических особенностей помещения, исключение посторонних шумов и помех.
Как это устроено
Наушники принято классифицировать по нескольким основным критериям, к которым относятся тип акустического преобразователя, конструктивное исполнение и область применения. Начнем с классификации по типу акустического преобразователя (излучателя): в основном это две большие группы — электродинамические и электростатические.
Динамические излучатели распространены больше всего: их используют в наушниках любых конструкций и типов. Основа излучателя — мембрана, которая колеблется под воздействием возникающего магнитного поля при пропускании переменного тока через расположенную рядом катушку. Это, по сути, упрощенное представление электродинамического принципа преобразования такого излучателя. Динамические наушники обычно имеют достаточно широкий диапазон воспроизводимых частот, но не лучшую точность и детальность воспроизводимого звука. Еще один положительный момент — такие наушники не требуют дополнительного питания. Их достаточно просто подключить к соответствующему выходу усилителя, плеера или другого аудиоприбора, что очень удобно в быту.
В электростатических наушниках в качестве излучателя используется тончайшая мембрана, расположенная между двумя электродами. Именно она при колебаниях создает звук. Электростатические наушники обладают самым ровным, качественным звуком с идеальной передачей всех деталей и оттенков, практически лишенным искажений. К тому же они обладают высокой чувствительностью. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие собственного усилителя (их нельзя подключать к стандартному выходу обычного усилителя) и высокая стоимость. Еще один минус — они малонадежны с точки зрения электробезопасности, так как напряжение поляризации, подаваемое на них, достигает значительных величин.
Еще одна разновидность излучателей — изодинамические и ортодинамические. В их основе находится тонкая и легкая пленочная мембрана (из тефлона или майлара) с нанесенными на нее металлическими дорожками. Она размещается между двумя магнитами и при подаче сигнала приходит в движение: фактически это разновидность динамических излучателей. В 1973 году этот принцип воспроизведения сигнала был запатентован в Бюро патентов США под названием «излучатель Хейла» (по имени американского физика Оскара Хейла).
Изодинамические излучатели используют прямоугольную мембрану, ортодинамические — круглую. Такие излучатели ставятся в полноразмерных наушниках, отличаются высокой точностью звука, однако и довольно высокой стоимостью.
В конструктивном исполнении наушников очень важны два момента: степень изоляции слушателя от внешней среды и конструкция облегающей ухо чашки (амбушюра). Есть посмотреть на амбушюр, то можно заметить на нем либо подушечку (исполнение supra aural, где амбушюр накладывается на ушную раковину), либо валик (circum aural, или «вокруг уха»). Понятно, что второй вариант исполнения качественнее изолирует слушателя от звуков и шумов окружающей среды.
Плюсом первого варианта является меньший вес, а минусами — менее качественная звукоизоляция и зависимость характера звучания от расположения накладываемых наушников на ушной раковине.
Оцениваем параметры студийных наушников
В недавнем прошлом в нашей стране были стандартизированы требования к проверке качества данных изделий. Их отражает ГОСТ 28278-89 «Наушники стереофонические. Методы измерений», определяющий, как произвести проверку частотного диапазона (полосы воспроизводимых частот), чувствительности, максимальной мощности, коэффициента искажений и т.п. Давайте посмотрим, что означают все эти параметры и на что они влияют.
Частотная характеристика наушников определяет качество их звучания. За среднее значение частотной характеристики берется полоса от 20 Гц до 20 000 Гц: чем она шире у изделия, тем лучше. Из этого следует, что не стоит приобретать для прослушивания домашней фонотеки дешевые поделки китайского производства: они имеют значительно меньший частотный диапазон — понятно, что ни о каком качестве звука речь здесь не идет.
Разброс по полосе воспроизводимых частот у представленных на рынке изделий достаточно большой: некоторые профессиональные модели наушников имеют заявленный производителем частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц, а наиболее широкий диапазон достигает значения от 5 Гц до 125 кГц.
Еще один параметр — чувствительность. Он показывает эффективность работы наушников: отношение громкости воспроизводимого звука к силе входного сигнала. Этот параметр определяется в децибелах (дБ), и здесь тоже действует правило «больше – лучше»: у современных наушников этот показатель составляет 90 дБ и выше. При маленькой чувствительности звук в наушниках может быть слишком тихим.
Следующий параметр — импеданс (от латинского impedio — препятствовать). Он обозначает полное электрическое сопротивление наушников, измеряется в омах (Ом). Поскольку наушники являются нагрузкой для соответствующего выходного каскада усилителя, то их импеданс должен быть достаточно высоким, чтобы не было перегрузки. При этом следует учитывать, что слишком высокое внутреннее сопротивление является причиной неравномерности амплитудно-частотной характеристики наушников. Для профессиональных наушников импеданс доходит до сотен Ом, для бытовых он составляет десятки Ом.
Уровень искажений наушников измеряется в процентах. Чем меньше этот показатель, тем выше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.
Акустическое оформление наушников
В зависимости от оформления корпуса, в который заключены излучатели, наушники принято делить на две категории: закрытые и открытые. Все они подпадают под определение "headphones" («головные телефоны»).
Наушники закрытого типа имеют полностью закрытый корпус без характерной перфорированной решетки. Это позволяет изолировать прослушиваемый звук от посторонних шумов и лучше воспринимать низкие частоты: обычно такие наушники довольно тяжелые и крупные, но именно их часто используют профессионалы, хотя возможны исключения.
Наушники открытого типа предусматривают размещение излучателя в камере, оснащенной прорезями, щелями или драпировкой. Благодаря такому решению открытые наушники имеют «связь с внешним миром», т.е. в них попадают внешние шумы. Да к тому же открытые наушники заметно излучают звук наружу. Определить тип наушников можно по внешнему виду амбушюров, корпуса и крепления.
Существуют также наушники, которые можно обозначить английским "earphone". На русском они немного коряво называются «ушные вкладыши». Говоря проще, это миниатюрные наушники, вкладываемые в ушной канал.
Большое значение имеет материал корпуса, из которого изготовлены наушники — он влияет на жесткость конструкции и склонность изделия к резонансам. Самое дешевое решение — это пластик. Он легко принимает любую форму: как правило, именно пластик применяют в бюджетных моделях наушников. Более качественные изделия имеют корпуса из сплавов алюминия, меди или других материалов, обладающих высокой прочностью.
Всю технику можно приобрести на сайте dirigor.ru или забежав к нам на Гоголя 7