Найти тему
Справочник кинопижона

Бондиана как отдельный жанр экшна

Бондиана (Bondiana) – единственная в истории Голливуда франшиза, которая стала де-факто отдельным жанром экшн-кинематографа и привела к появлению феномена «летнего блокбастера». Принципиальное отличие фильмов про Джеймса Бонда от остальной кинопродукции шестидесятых-семидесятых заключается в том, что именно они подняли зрелищность коммерческого кино до беспрецедентных высот, сделав «зрелищность» синонимом «развлекательности». До Бондианы самыми зрелищными жанрами были мюзиклы и исторические эпики а-ля «Бен Гур» и «Клеопатра». На легкое приключенческое кино и шпионские триллеры было принято тратить значительно меньшие деньги, справедливо полагая последние зрелищем для подростков. Инновационность фильмов про Джеймса Бонда и заключалась в том, что Голливуд понял, что, снимая кино для них можно заработать гораздо больше денег, чем ориентируясь на вкусы придирчивой взрослой аудитории.

5 фильмов, за которые стоит любить Бондиану

Доктор Ноу (Dr. No) 1962, режиссёр – Теренс Янг.Первый фильм Бондианы, который революционизировал голливудский экшн, взяв хорошо знакомые ингредиенты шпионского триллера, фильмов плаща и шпаги и военных боевиков и поместив их в совершенно новый уникальный универсум, слегка напоминающий мир голливудских фильмов эпохи, но заметно и одновременно неуловимо от него отличающийся. В следующий раз подобный трюк удалось провернуть только 15 лет спустя Джорджу Лукасу со «Звездными войнами».

-2

Голдфингер (Goldfinger) 1964, режиссёр – Гай Хэмилтон. Фильм, ставший золотым стандартом Бондианы. Архизлодей-мегаломаньяк с вычурным и подчеркнуто фантастическим планом, харизматичный и трудноубиваемый подручный злодея, обязательно вооруженный экзотическим и смертоносным оружием, размашистые экшн-сцены, сразу две «девушки Бонда» – все эти привычные ингредиенты впервые вместе были использованы именно в «Голдфингере».

-3

Шпион, который меня любил (The Spy Who Loved Me) 1977, режиссёр – Льюис Гилберт. Не лучший фильм Бондианы, если оценивать его просто как кино, но лучший именно как фильм Бондианы. В наличии имеются Курд Юргенс в роли неонациста, планирующего развязать ядерную войну и пересидеть её в специально построенном подводном городе, и харизматичный киллер с металлическими зубами, известный под кодовым именем «Челюсти», роль которого исполнил Ричард Кил, актер ростом 2 метра 17 сантиметров. Размах поставленных Гилбертом экшн-сцен поражает и сейчас, особенно если учесть, что они поставлены в аналоговую эпоху, не знакомую с магией CGI.

-4

Лунный гонщик (Moonraker) 1979, режиссёр – Льюис Гилберт. Самый недооценённый фильм Бондианы, над которым принято иронизировать за попытки эксплуатировать успех вышедших двумя годами ранее «Звездных войн». Сюжетно «Лунный гонщик» – практически дословный пересказ «Шпиона, который меня любил», но гораздо «больше и блокбастерней». Очередной миллиардер-неонацист хочет уничтожить человечество, на этот раз из Космоса. Ричард Кил возвращается в роли полюбившегося зрителям киллера «Челюсти», а масштаб и изобретательность экшна подняты на граничащий с самопародией уровень.

-5

Завтра не умрет никогда (Tomorrow Never Dies) 1997, режиссёр – Роджер Споттисвуд. Лучший из фильмов Бондианы с участием Броснана. Именно в этом фильме все классические элементы кино про Бонда работали как надо. Следующие две части, «И целого мира мало» и «Умри, но не сейчас», выглядели откровенно слабо, растеряв магию франшизы. Последовавший за ними ребут с Дэниэлом Крэйгом свел Бондиану к неплохому, но уже не уникальному шпионскому экшну.

-6

5 Бондов, оставивших след в истории

Шон Коннери – оригинальный Бонд. Шотландец, создавший запоминающийся образ обаятельной машины для убийств.

-7

Роджер Мур – Бонд-джентльмен. Играл агента 007, особо не выпячивая свое эго.

-8

Тимоти Далтон – самый приземленный и человечный из всех Бондов. Единственная проблема – конец восьмидесятых был эпохой Сталлоне и Шварценеггера, места реалистичному британскому шпиону в это время не было.

-9

Пирс Броснан – Бонд-ирландец, что само по себе – страшная ересь. Те, кто равнодушен к взаимоотношением Британской Короны и свободолюбивого острова, могут увидеть в Броснане хороший средний уровень.

-10

Дэниэл Крэйг – самый жестокий и ранимый Бонд. У Крэйга получился интересный и современный образ, противоречащий, однако, самой сути персонажа: Джеймс Бонд – не живой человек, а архетип супершпиона, идеальный экшн-герой, не существующий за пределами своими приключений. Да, и ранее были попытки добавить агенту 007 глубины, но будем честны: все они выглядели «чужеродным элементом, частицей лжи» в стройном образе супершпиона, последнего истинного стража Короны, воплотившего в себе тоску по рухнувшей Британской Империи.

-11

Другие тексты о традиционных боевиках:
DTV-боевик двухтысячных
Студия WWE
Голливудский боевик восьмидесятых
Урбанистический вестерн
Гонконгский женский боевик
Героическое кровопролитие
Студия PM Entertainment
Студия Nu Image

Благодарю за прочтение. Если понравилось, стоит поставить лайк И/ИЛИ подписаться.