Найти тему

Гимн технологии

Люди всегда сочиняли песни.

Люди сочиняют песни о том, что происходит с ними или вокруг них. Так обстоят дела и сейчас. Записать и опубликовать песню несложно, и можно найти песни о многих недавних событиях.

Песни о труде начали складывать давным-давно. Но песни о мощи новых технологий, гимны технологиям появились... тоже очень давно в эпоху пара. Паровые машины выглядели величественно. Они могли делать невероятные вещи.

Одна из ранних песен, посвящённых великолепной технике это "Попутная песня" Михаила Ивановича Глинки. Она написана в 1840 году.

Дым столбом кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует весь народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Говард Фогг. Гимн технике в живописи.
Говард Фогг. Гимн технике в живописи.

Двадцатый век в США был веком личного автомобиля. А вот девятнадцатый веком железных дорог. Легендарным героем стал храбрый машинист Кейси Джонс, который погиб в катастрофе, но спас всех пассажиров. "Балладу о Кейси Джонсе" не раз перепевали в разные годы. (А вот русскоязычная версия Утёсова, в которой Кейси оказался штрейкбрехером, не имеет отношения к первоначальной истории.)

Нотная обложка. Танец тустеп, посвящённый мощи и скорости ночного экспресса.
Нотная обложка. Танец тустеп, посвящённый мощи и скорости ночного экспресса.
Таких музыкальных пьес была не одна и не две!
Таких музыкальных пьес была не одна и не две!

Но и композиторы-классики в двадцатом веке вдохновлялись мощью технологий. Француз Артюр Онеггер написал в 1923 году пьесу для оркестра "Пасифик 231", посвящённую... да, новому супер-паровозу, который мог нестись с невиданной скоростью - 120 км/ч.

Я всегда любил локомотивы; для меня они живые существа, и я их люблю, как другие любят женщин или лошадей.
В "Пасифике" я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час.
Прообразом я выбрал локомотив типа "Пасифик-231" для тяжеловесного состава большой скорости.
Артюр Онеггер

Кстати, впервые экранизацию "Пасифика" сделали в СССР.

В Советском Союзе песни о технике играли особую роль. Мощь технологий существовала не сама по себе. Сила техники была силой трудящегося человека, знаком силы всего советского строя. Здесь и "боевые друзья-трактора", и "в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ".

А композитор Сергей Прокофьев написал балет "Стальной скок" о рабочих на фабрике.

Тема оставалась актуальной и за рубежом. В США Чарлз Айвз написал балет "Лошадиные силы". В Бразилии Эйтор Вилла-Лобос создал балет "Развитие аэропланов".

Начало космической эры привело к новому взлёту песен о прогрессе и о будущем. Но... пели уже не о технологиях. И серьёзные, и шутливые песни чаще поднимали философские темы об одиночестве во Вселенной, о стремлении к большему, о мечте.

А серьёзных песен о компьютерах и мощи процессоров, кажется, нет. Теперь песни говорят об одиночестве в Сети, об уходе игроков в вымышленные миры, о статусном потреблении, наконец.

И всё же история не закончилась!

Событиями стали произведения Виктора Аргонова техноопера "Легенда о несбывшемся грядущем" и техносимфония "Переосмысляя прогресс". Это в чистом виде гимны технологиям.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!