Люди всегда сочиняли песни.
Люди сочиняют песни о том, что происходит — с ними или вокруг них. Так обстоят дела и сейчас. Записать и опубликовать песню несложно, и можно найти песни о многих недавних событиях.
Песни о труде начали складывать давным-давно. Но песни о мощи новых технологий, гимны технологиям появились... тоже очень давно — в эпоху пара. Паровые машины выглядели величественно. Они могли делать невероятные вещи.
Одна из ранних песен, посвящённых великолепной технике — это "Попутная песня" Михаила Ивановича Глинки. Она написана в 1840 году.
Дым столбом — кипит, дымится пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует весь народ!
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Двадцатый век в США был веком личного автомобиля. А вот девятнадцатый — веком железных дорог. Легендарным героем стал храбрый машинист Кейси Джонс, который погиб в катастрофе, но спас всех пассажиров. "Балладу о Кейси Джонсе" не раз перепевали в разные годы. (А вот русскоязычная версия Утёсова, в которой Кейси оказался штрейкбрехером, не имеет отношения к первоначальной истории.)
Но и композиторы-классики в двадцатом веке вдохновлялись мощью технологий. Француз Артюр Онеггер написал в 1923 году пьесу для оркестра "Пасифик 231", посвящённую... да, новому супер-паровозу, который мог нестись с невиданной скоростью - 120 км/ч.
Я всегда любил локомотивы; для меня они живые существа, и я их люблю, как другие любят женщин или лошадей.
В "Пасифике" я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час.
Прообразом я выбрал локомотив типа "Пасифик-231" для тяжеловесного состава большой скорости.
Артюр Онеггер
Кстати, впервые экранизацию "Пасифика" сделали в СССР.
В Советском Союзе песни о технике играли особую роль. Мощь технологий существовала не сама по себе. Сила техники была силой трудящегося человека, знаком силы всего советского строя. Здесь и "боевые друзья-трактора", и "в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ".
А композитор Сергей Прокофьев написал балет "Стальной скок" о рабочих на фабрике.
Тема оставалась актуальной и за рубежом. В США Чарлз Айвз написал балет "Лошадиные силы". В Бразилии Эйтор Вилла-Лобос создал балет "Развитие аэропланов".
Начало космической эры привело к новому взлёту песен о прогрессе и о будущем. Но... пели уже не о технологиях. И серьёзные, и шутливые песни чаще поднимали философские темы — об одиночестве во Вселенной, о стремлении к большему, о мечте.
А серьёзных песен о компьютерах и мощи процессоров, кажется, нет. Теперь песни говорят об одиночестве в Сети, об уходе игроков в вымышленные миры, о статусном потреблении, наконец.
И всё же история не закончилась!
Событиями стали произведения Виктора Аргонова — техноопера "Легенда о несбывшемся грядущем" и техносимфония "Переосмысляя прогресс". Это в чистом виде гимны технологиям.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!