Найти тему
Архликбез

Шпаргалка по архитектурным стилям

На примерах храмов Свердловской области

Самые частые вопросы наших читателей, участников трипов и лекций – это вопросы об архитектурных стилях.

Я решила сделать очень краткую памятку (мы разбираем стили на лекциях, и каждому «большому» стилю посвящено не меньше двух часов и 100 картинок – и это только по Свердловской области!).

Стили выставлены по хронологии, памятники – по самым ярким.

1. Глаза разбегаются от деталей? Декор фасада складывается в кружево? Что-то напоминает деревянное зодчество? Ничего похожего в европейской архитектуре не видели? Ура! Это - узорочье, первый стиль, который пришел к нам с началом каменного строительства. Его часто путают с барокко, а так как в нашей области памятников узорочья сохранилось очень мало, будем считать его первой ласточкой барокко на Урале.

Особенности: шатровые колокольни, главы-луковки, затейливый декор.

Образец: Троицкий храм в Верхотурье, 1703-1710 гг.
Образец: Троицкий храм в Верхотурье, 1703-1710 гг.

2. План церкви становится проще, но на фасадах – все тоже кружево. Про деревянное зодчество уже не вспомнишь, но удивишься смеси европейских излишеств и русского узорочья. Перед нами – московское, или нарышкинское барокко. Москва активно осваивает европейские образцы, при этом москвичи не готовы отказываться от родных завитушек и купеческих замашек. Пусть позже, чем в центральной части империи, но на Урал приходит барокко.

Особенности московского: в плане – восьмерик на четверике или «корабль», яркая устремленность по вертикали; оформление окон наличниками-бровками, сложные завершения куполов и колоколен, часто – 5 глав.

Образец: храм Петра и Павла, Североуральск, 1768-1798 гг.
Образец: храм Петра и Павла, Североуральск, 1768-1798 гг.

3. Словно повеяло на Урале ветрами северной Европы, и раздолье декора превратилось в холодную элегантность. Здравствуйте, это петровское барокко, примерами для которого послужили католические церкви Голландии и Германии.

Особенности: шпили на колокольнях, часто использование как элемента декора горизонтальной кладки (как будто выступающие на плоскости стены горизонтальные кирпичи выстраиваются в пилястру по всей высоте фасада), общая сдержанность и планов, и оформления.

Образец: Богоявленский (кафедральный) собор, Екатеринбург. 1771-1774 гг. Не сохр.
Образец: Богоявленский (кафедральный) собор, Екатеринбург. 1771-1774 гг. Не сохр.

4. Храм выглядит так, словно в его строительстве участвовала женщина? Ощущение, что здание приодели в платье с фижмами? Все верно – Елизаветинское барокко полюбилось уральцам, в том числе за его обращение к «старине» - к московским допетровским образцам. Особенности: любовь к изогнутым линиям, круглые или овальные окна – «люкарны» в основании купола.

Образец: Входо-Иерусалимский собор, Нижний Тагил. 1764 – 1776 гг.  Не сохр.
Образец: Входо-Иерусалимский собор, Нижний Тагил. 1764 – 1776 гг. Не сохр.

5. Собрали все самое красивое из елизаветинского барокко, добавили куполов, оформили их дорого-богато и построили так, словно сейчас храм поднимется и поплывет в небо? Сибирское барокко, драгоценное украшение уральской архитектуры – перед вами!

Особенности: категоричная устремленность по вертикали, минимум 5 глав на главном четверике храма, очень сложное инженерное решение оснований глав, фронтоны под главами изогнуты до изысканности.

Образец: Преображенский храм, Нижняя Синячиха, 1794-1823 гг.
Образец: Преображенский храм, Нижняя Синячиха, 1794-1823 гг.

6. А теперь барокко внезапно стало скромным, шикарная женщина из столицы адаптировалась к суровой уральской жизни и отказалась от рюшек и украшений. О былой роскоши напоминают только декор стен и волютки - «подпорки» в основании куполов. Уральское барокко!

Особенность: как правило, одна глава на фигурном барабане, оформление сторон основного куба храма сверху полукруглым фронтоном по сторонам света.

Образец: Вознесенская церковь, Туринск. 1775-1785 гг. Не сохр.
Образец: Вознесенская церковь, Туринск. 1775-1785 гг. Не сохр.

7. Чеканная симметрия, четкий план, колонны, портики – все как в лучших домах Европы! Каждый элемент на своем месте, в общем – все ясно! На Урал пришел рациональный классицизм.

Особенности: похоже на классические здания Античности и эпохи Возрождения. Всегда – ордер, колонны с классическими капителями – от дорических до коринфских.

Образец: храм Александра Невского, Екатеринбург. 1838-1852 гг.
Образец: храм Александра Невского, Екатеринбург. 1838-1852 гг.

8. Европа побеждена, Российская Империя ищет свои корни. Быть наследницей Византии оказывается круто – и новые церкви напоминают константинопольские храмы. Все верно - византийский стиль становится эталоном почти на столетие.

Особенности: масштабы, массивные купола, аркады в барабанах куполов.

Образец: Крестовоздвиженский собор, Верхотурье. 1905-1913 гг.
Образец: Крестовоздвиженский собор, Верхотурье. 1905-1913 гг.

9. Византия – хорошо, но быть особенными – лучше! Архитекторы внезапно обнаруживают богатейшее наследие допетровской архитектуры, и Империя начинает строиться по образцам деревянного зодчества и узорочья XVI – XVII вв. Русский стиль пришел и остался.

Особенности: шатровые завершения, кокошники, немного похоже на узорочье – но на полтора столетия позже.

Образец: Троицкая церковь, село Троицкое Каменский район. 1801-1880 гг. Руины.
Образец: Троицкая церковь, село Троицкое Каменский район. 1801-1880 гг. Руины.

P.S.: Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!

Хороших дорог и чистого неба, друзья!