Найти в Дзене
Impact Hub Moscow

Уроки ораторского мастерства

Оглавление

Пользу красноречия сложно переоценить. Качественно излагать мысли нужно не только тем, кто мечтает о популярности и мировом господстве. Это необходимый навык для любого предпринимателя, который хочет завоевать доверие инвесторов и клиентов.

Наталья Малец, основательница Московской Школы радио и телеведущих, провела вебинар по ораторскому мастерству для стартапов инкубатора 90 days challenge — поделилась лайфхаками, как освободиться от страха выступлений, научила «методу Ирины Аллегровой» и приёмам убеждения, которые помогут приблизиться к любой цели.

Формула убеждения Аристотеля

Аристотель был одним из первых людей, который посвятил  приемам и принципам риторики целую книгу. По мнению древнегреческого исследователя, риторика — это способность находить нужные способы убеждения, она «обнимает все сферы человеческой жизни».

В IV веке до нашей эры он выделил 3 ингредиента, которые нужно использовать в своей речи, чтобы достучаться до умов и сердец:

  • Этос (в переводе с греческого – «характер», «нрав», «душевный склад»). Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность. На практике этосом является рассказ о себе. Представление желательно связать с темой выступления (почему вы об этом говорите, поделитесь своим отношением к теме). Рассказ о себе в начале речи — это не только уважение к вашей аудитории, но и кредит доверия, побуждающий людей слушать вас дальше.
  • Логос (в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — это польза, информационная часть вашей речи: цифры, факты и аналитика.
  • Пафос (в переводе – «страсть», «воодушевление», «страдание», «возбуждение») — означает не то, что привыкли подразумевать под этим словом, а убеждение публики путём побуждения эмоций зрителя, причем, как позитивных, так и негативных. Это может быть страх, волнение, эмпатия, умиление, любовь, ненависть — всё, что угодно.

Самое удивительно в формуле — это процентное соотношение ингредиентов:

Гармоничное соотношение этоса, логоса и пафоса в выступлении (дизайн: Empowered Presentations)
Гармоничное соотношение этоса, логоса и пафоса в выступлении (дизайн: Empowered Presentations)

Только 25% информации, остальное — эмоции! Интересно, что такое соотношение обусловлено банально строением нашего мозга: его самые древние и большие части отвечают за как раз за эмоции и инстинкты. Логический мозг по сравнению с ними как кожаная перчатка на кулаке — очень тонкий и не столь могущественный (подробнее об этом можно почитать в книжке Пола Маклина «Тройственный мозг»).

За счет чего можно «давать» эмоции?

  • Не скрывать свои эмоции, быть искренним, признаваться в своих чувствах. Искренний посыл всегда подкупает, делает людей ближе, открытей.
  • Старайтесь держать зрительный контакт с аудиторией 100% времени выступления. Если вы выступаете на большую аудиторию, используйте метод «Ирины Аллегровой» — обращайтесь к залу по секторам: слева - центр-справа.
  • Используйте прием сторителлинга — истории всегда вовлекают.
  • Жестикулируйте и используйте мимику (книжка в тему: Алан Пикс «Искусство жеста. Сила в наших ладонях»).
  • Играйте с интонацией.
  • Используйте метафоры. Она направляет мысли людей в определенную сторону – в этом и состоит секрет ее могущества.
  • Не бойтесь шутить! Пара шуток не помешает даже при защите диплома или питчинге проекта.
Коллаж: Lucy Quintanilla, Mental Floss.
Коллаж: Lucy Quintanilla, Mental Floss.

3 кита публичных выступлений

Что еще важно знать, чтобы произвести впечатление:

1. Цель — определите, зачем вы выступаете. Цель всегда выражается глаголом: проинформировать, вдохновить, научить, заставить, запугать, развеселить, организовать, продать и так далее.

2. Послание — сформулируйте четкую месседж, фразу, которая станет для слушателей призывом к действию.

3. Фокус внимания. Один из способов освободиться от присущего всем нам страха выступлений — сместить фокус внимания с себя (о боже, как я выгляжу? что я несу? как на меня реагируют?) на аудиторию (что им интересно? что им сейчас нужно? что будет полезным? как они себя чувствуют?). Это про эмпатию и желание помочь. В идеале — нужно поисследовать аудиторию до выступления и подготовить его уже под них, либо начать речь с изучения. Переключаясь на потребности других, вы забудете о своих «тараканах».

Лайфхаки

  • Заземлитесь. Стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы — рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно». И помните, что лишние, механические движения отвлекают внимание слушателей и становятся предметом обсуждения аудитории.
  • Осознайте природу страха. Страх выступлений имеет животное происхождение. Человек – существо социальное, и как многие животные привык жить в стае, в семье, в обществе. Выйти перед аудиторией равнозначно отделению от группы. Генетика мгновенно сообщает организму, что сейчас вы будете один на один с опасностью и, возможно, вас отвергнут, не примут обратно в стаю и, в конце концов, вы погибнете от внешней угрозы. Но само осознание этого явления помогает справиться с подступающим мандражем.
  • Повторяйте главную мысль. Самые запоминающиеся части выступления — начало и конец, поэтому в них нужно повторить основную идею буквально, не меняя слов. В идеале повторять её каждые 2-3 минуты, перефразируя и напоминая, о чем идет речь.

Идеально! Вы готовы вести за собой толпы.

-4

Конспектировала Анастасия Барсукова.