В конкурсной программе «Встряска» недавно завершившегося кинофестиваля «Горький fest» участвовала работа Ивана Твердовского «Подбросы» (12+). В Нижнем Новгороде был его второй официальный показ в России. В Сочи на «Кинотавре» и на фестивале в Карловых Варах картина не осталась без внимания, вернувшись со специальными призами. Одну из ролей в фильме сыграла наша землячка – актриса и педагог Наталья Николаевна Павленкова.
– Какие впечатления остались от фестиваля «Горький fest»?
– У меня прекрасные впечатления и от города, и от фестиваля, которому давно пора было появиться. Нижний Новгород – это крупный культурный центр, который заслуживает кинофестиваля. На мой взгляд, все неплохо получилось. Единственное, что надо бы доработать, это оповещение зрителей. Не могу поверить в то, что нижегородцы, когда это все происходит, по сути, даром – не нужно покупать билеты, такой подарок людям от города, а они не пошли на показы, потому что «не хотят». Я знаю наверняка, что пришли бы, если бы знали.
– Будем надеяться, что к третьему фестивалю, как обещал Михаил Пореченков, шероховатости будут устранены. Вы сама горьковчанка, знаете город и наш менталитет.
– Я родилась в городе Горьком, жила на улице Фрунзе. Потом мы переехали на улицу Горького. Училась в 13-й школе. А по окончании восьми классов поступила в театральное училище на курс Бориса Абрамовича Наравцевича, Ривы Яковлевны Левите и Александра Романовича Палееса. Работала в ТЮЗе, пока училась в училище, играла Дюймовочку. А по окончании распределилась в Горьковский театр драмы, но только полсезона там проработала, потому что поехала поступать в Москву.
– Перед показом «Подбросов» вы вышли на сцену и говорили, насколько трепетный то был момент.
– Да, я как-то раньше об этом не вспоминала, а когда ноги поставила на эту сцену, меня вдруг пронзила эта мысль – сорок лет назад! Тогда я сразу попала в спектакль «Берег» – играла какую-то немецкую девушку. И еще был спектакль по Брехту «Мамаша Кураж», где просто в массовке ходила.
– Вы поступили в театральное училище сразу же? Как выбрали этот путь?
– Сначала я походила на гимнастику, но мне это не понравилось. Потом пошла на кружок по рисованию и поняла, что рисую хуже всех. И только затем уже зашла в драмкружок. Причем сначала заглянула в школьный, в котором с нами занималась Марина Комиссарова. Мы встретились с ней здесь, на фестивале, и, оказалось, сейчас она работает в театре драмы заместителем директора. Она привела меня во Дворец пионеров (на улице Пискунова) в драмкружок к Ларисе Николаевне Лебедевой, которая была замечательным педагогом, преподавала в училище сценическую речь и подготовила меня к поступлению. Именно там я поняла: вот это – мое место.
– Вы будете осенью на столетнем юбилее училища?
– Я обязательно приеду. На один день, к счастью, у меня это получится. Есть такое избитое словосочетание: «кузница кадров», но оно ему подходит. Наше училище «кормит» хорошими артистами театры страны. Как-то мы отмечали с курсом 35 лет выпуска, и все слетелись на встречу в Нижний. Часто бывает, например в московских вузах, что очень мало людей остается в профессии. Уходят куда-то рядом: в бизнес, литературу, на телевидение, и мало тех, кто работает всю жизнь в театре. А когда приехал наш горьковский курс, я была поражена тем, что все сохранились в отличной форме, все узнаваемые и все работают в театре! Только один наш однокурсник стал не артистом, а чиновником в театре – директором. В «Фейсбуке» к столетию НТУ открыли страничку, где выпуски выкладывают фотографии, что-то теплое пишут: заметочки, воспоминания. И все понимают, что нас там не просто учили, а именно воспитывали уникальные люди.
– На недавней фотографии, сделанной в Нижнем Новгороде, вы вместе с Ривой Яковлевной Левите, внучка которой Анна Дворжецкая училась уже у вас?
– Аня абсолютно самостоятельный человек. Перед самым поступлением вдруг всех так огорошила. Это был ее осознанный поступок. Конкурс ведь огромный.
– Вы сейчас преподаете?
– Я доцент кафедры актерского мастерства в училище имени Бориса Щепкина.
– Как складывается судьба ваших выпускников?
– Все сейчас хотят остаться в Москве. Это центр притяжения. Здесь жизнь для артистов более заманчивая, где и театров, и самых разных площадок намного больше.
– Перед показом «Подбросов» совершенно неожиданно выбежали на сцену актеры и режиссер Иван Твердовский.
– Я ему все уши прожужжала, какой замечательный мой город Горький. Однажды он уже приезжал, но один, на какие-то курсы мастерства. Все было мельком, с вокзала – на занятия, ничего не увидев. А в этот раз он приехал на фестиваль, и я его уже взяла за руку – мы пошли смотреть набережные, кремль, даже залезли на крышу гостиницы.
– Кто знает, может в будущем он захочет тут что-нибудь снять?
– Это все отмечают – у нас столько купеческих домов, но их нужно привести в порядок. Это же может стать туристической и кино-Меккой, если все сохранять.
– Начиная с дипломной работы Твердовского вы, как талисман, с ним вместе. Сформировалась словно своя труппа.
– Да, он как будто коллекционер артистов. Огромное счастье – быть выбранной им. Он актеров не выбрасывает. Из трех его фильмов в двух актрисы получают главный приз на «Кинотавре». Я не знаю другого такого же режиссера в нашей стране. Сейчас его фильмы любят отборщики всех международных фестивалей.
– У вас в его картинах настолько разноплановые роли. Это и разные жанры: драма «Класс коррекции», трагикомедия – «Зоология», «Подбросы» – отчасти критика общества.
– Там есть антикоррупционная составляющая. Однако все его фильмы – это притчи, а не соцреализм. «Подбросы» – о рвущейся связи матери с сыном. В последние годы у нас зашатался институт семьи. Она взяла на время ребенка – попользовалась и обратно кинула в интернат. А у нас все несут и несут в беби-боксы детей…
– Мне показалось, что хвост, который вырастает у вашей героини в фильме «Зоология», это метафора ее непохожести на остальных.
– Ведь у кого что «вырастает». У кого-то не та сексуальная ориентация, у другого какая-то часть тела появляется или национальность может стать причиной для преследования. Мы умеем осудить за все.
– Совсем недавно, в рамках показов номинантов на «Золотую маску» в кино, ваш спектакль «Иванов» можно было увидеть в Нижнем Новгороде.
– Вообще я актриса театра имени Станиславского, но также работаю у Евгения Миронова в «Театре наций». Там нет труппы – по западному принципу. Такое счастье выпало – играть в «Иванове» Тимофея Кулябина. И еще у меня там есть спектакль «Сказки Пушкина», который поставил американский режиссер Роберт Уилсон. Это совершенно особый театральный язык. С большой радостью там работаю – играю сестру-повариху. Вся команда создателей – международная. Особый грим и – просто какой-то космос – удивительный свет. «Сказки» даже вывезти на гастроли никуда не могут, потому, что такого света, какой закупил Миронов, нигде больше нет. Даже месяц работы с иностранцами поражает, как они относятся к работе. Никаких перекуров и «давайте, почитаем, подумаем, как нам это сделать». Он приехал, и все уже было готово – сразу же «нажал на газ».
– Что сейчас вас связывает с городом?
– Четыре года назад умер мой муж. И я сразу же забрала маму к себе. Какие-то дальние родственники тут остались. Немного грустно: в первый раз я приехала на родину уже как гостья, но точно не в последний раз. Надеюсь, и на следующий «Горький fest», с чем-нибудь появлюсь. С очень хорошими впечатлениями в этот раз уехала. Фестиваль получился не провинциальным!
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Евгения АЛЕКСЕЕВА