Будучи профессиональным велогонщиком, нижегородец Владимир Гусев выступал на самых престижных стартах, начиная от многодневок типа «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия» и заканчивая чемпионатами мира. В статусе чемпиона России (этот титул Гусев выигрывал шесть раз) он претендовал на участие в трех Олимпиадах. Из-за плотного соревновательного графика за рубежом гонщик бывал гораздо чаще, чем в родном городе, и местом жительства для своей семьи выбрал испанский курортный город Кальпе. Даже теперь, когда профессиональный спорт у 36-летнего Гусева остался в прошлом, в Нижнем Новгороде наш земляк оказался… проездом – прибыл на один день в составе участников ультрамарафонской велогонки Red Bull Trans-Siberian Extreme, которая стартовала в Москве, а финиширует во Владивостоке.
Испытать себя и посмотреть Россию
– Владимир, на велогонке Red Bull Trans-Siberian Extreme, как известно, нет призового фонда, между тем в седле гонщики проведут более трех недель. Что вас заставило принять участие в таком экстремальном проекте?
– Что заставило? Наверное, характер такой – я не ищу в жизни легких путей, всегда предпочитаю бороться с трудностями. Вот и теперь почувствовал внутреннюю потребность испытать себя в экстремальных гонках. Я много лет занимался профессиональным велоспортом, и сейчас захотелось попробовать свое тело, свою голову на длинных дистанциях. Да и вообще, я Россию, можно сказать, не видел – отсюда уехал в 15 лет. А теперь есть возможность прокатиться практически по всей стране (улыбается).
– Как отмечали организаторы велогонки, перед стартом они рекомендуют участникам не налегать на скорость, однако вы на первом же этапе разогнались до 37 километров в час. Хотелось финишировать первым в родном городе?
– Да, было такое желание. Действительно, быстро ехал и в итоге выиграл первый этап. Ощущения? В принципе мне доводилось гоняться на такой дистанции, но немного на других скоростях. Например, в Италии три года назад принимал участие в велогонке Милан – Сан-Ремо, это 320 километров, и скорость намного выше – в среднем 43 километра в час. То есть для меня нынешние нагрузки – не сюрприз.
– Решили придерживаться такой тактики на всю гонку?
– Тактику определяют особенности организма. Я могу ехать на одной скорости 250 километров, а потом резко прибавить, то есть поменять ритм гонки. Сердце к этому подготовлено. Я – классический гонщик-шоссейник. А классика в велоспорте – это за один день пройти большие дистанции, порядка 260–270 км. На них организм, можно сказать, только начинает включаться после 250-го километра и демонстрирует максимум на заключительных 20–30 километрах.
Готовился интенсивно, но на коротких дистанциях
– Когда вы последний раз участвовали в российской велогонке?
– Четыре года назад, в Туле на чемпионате России по шоссейному велоспорту. Причем занял второе место в групповой гонке на 194,3 километра, хотя обычно моим коньком были индивидуальные гонки на время… А в последние годы стартовал только в маленьких гонках здесь, по области.
– Поскольку вам давно не доводилось выступать на длинных дистанциях, понадобилась ли специальная подготовка под нынешний старт?
– Некоторые говорят, что при подготовке к многодневкам надо ездить длинные дистанции. Мои тренировки распланированы совсем по-другому. Готовился интенсивно, но на коротких дистанциях. То есть, можно так сказать, поднимал скорость в мышцах и теле. А длинные дистанции я ездил на профессиональных гонках и прекрасно знаю, что это такое. Поэтому дополнительная подготовка не понадобилась. Кроме того, регулярно посещал спортзал, ходил в бассейн, играл в хоккей.
– Если говорить о гонках, которые были в вашей карьере, наверное, самый приближенный вариант к многодневке Red Bull Trans-Siberian Extreme – это итальянская «Джиро»…
– Последний раз на «Джиро» я стартовал в 2014 году и не закончил ее. Помню, в горах была очень плохая погода, вообще что-то нереальное. На некоторых этапах ехали при температуре воздуха минус пять, наверное. И даже когда спускались в долины, было очень холодно. То есть условия по-настоящему экстремальные. Кстати, я обратил внимание, что на велогонке Red Bull Trans-Siberian Extreme тоже есть несколько горных этапов. Так что дождик, который накрыл нас на трассе между Москвой и Нижним, это так, мелочи (улыбается).
Из велопрофессионалов – в «Золотую шайбу»
– Сейчас ваш статус гонщика-профессионала еще сохраняется?
– Конечно, я сделал себе имя на велогонках, это значимая часть моей жизни, но здоровье уже не позволяет соревноваться с ведущими велогонщиками мира. Столько травм – я весь «переломанный». Сами понимаете, в 20 лет перейти в профессионалы и потом 12 лет, даже больше, гоняться на самых престижных велогонках – это очень тяжело. В какой-то момент подумал, что возраст не тот, чтобы оставаться в элите. Честно скажу, в профессионалы мне уже не хочется. А вот на соревнованиях не столь высокого уровня можно стартовать. Правда, сейчас, прежде чем выйти на старт, я должен основательно затейпироваться (Владимир демонстрирует спортивные тейпы, фиксирующие коленные суставы на обеих ногах. – Н. Ш.).
– Закончив с профессиональным спортом, вы остались жить в Испании?
– Нет, я вернулся в Нижний Новгород, а семья осталась в Испании. У моих детей – 11-летней Дианы, 10-летнего Лео и 9-летнего Оскара – там все нормально. На моей родине они ни разу не были. Бабушка с дедушкой сами навещали их в Испании. Пока дети маленькие, им тяжело выбраться сюда. А чуть попозже, когда подрастут, можно будет показать им Нижний.
– Чем вы сейчас занимаетесь, кроме того что участвуете в велогонках?
– В Нижнем моя жизнь посвящена детям: я – тренер хоккейной команды «Гриф», которая создана в Приокском районе. В ней играют 13–14-летние мальчишки. Зимой наша команда дебютировала в первенстве города и сыграла на городском этапе турнира «Золотая шайба». У нас идет период становления, и мне приятно видеть, как все развивается. Плюс я занимаюсь общефизической подготовкой с теннисистами, играющими в большой теннис, и подвожу к гонкам велосипедистов. Мой подопечный Игорь Миронов выиграл чемпионат России среди ветеранов, проходивший в конце июля в Белгороде. Так что о велоспорте как тренер тоже не забываю…
Нина ШУМИЛОВА
Фото Андрея АБРАМОВА