В мае 1970 года в соответствии с решением XXIV съезда КПСС в 110 км южнее города Киев и в 18 км юго-восточнее районного центра (г. Чернобыль) на берегу р. Припять началось строительство Чернобыльской атомной электростанции. Первая очередь государственного стратегического объекта (энергоблоки №1 и №2) была построена в 1970-1977 годах. Вторая очередь (энергоблоки №3 и №4) Чернобыльской АЭС была завершена в 1982-1983 годы.
На протяжении всего периода строительства контрразведчики КГБ Украинской ССР систематически информировали вышестоящие управления и отделы КГБ СССР, местные партийные органы о грубых нарушениях технического регламента при сооружении объектов Чернобыльской АЭС.
В настоящее время рассекречены десятки докладных записок, специальных сообщений, срочных телеграмм с грифом «Секретно» и «Совершенно секретно» отправленных контрразведчиками курирующие ЧАЭС.
Вот неполный перечень нарушений технического регламента:
При производстве арматурных работ в дренажной системе реактора было допущено расхождение между установленной арматурой и проектируемой, что влечет за собой уменьшение прочности конструкции.
На фундамент плиты под реактор АЭС была установлена арматура из стали категории А-II вместо категории А-III.
Из-за недостаточного уплотнения при кладке бетона были обнаружены раковины на стенах фундамента.
Не ведутся работы по сооружению ограждения внешнего периметра территории станции, отсутствует охрана, строительные материалы расхищаются.
Колонны каркаса смонтированы с недопустимыми отклонениями от разбивочных осей. Отклонения по верху доходят до 100 мм.
Стеновые панели машзала смонтированы с недопустимыми отклонениями из-за некачественного монтажа колонн. Отклонения доходят до 150 мм от осей.
Некачественно выполнен монтаж плит покрытия деаэраторной этажерки. Опирание отдельных плит составляет 1,5-2,0 см на балку. По проекту 5-6 см.
В феврале 1976 года Кураховский котельно-механический завод (Донецкая область) в адрес Чернобыльской АЭС отправил 182 тонны сварных труб цирководовода диаметром 2040 мм. При проверке качества сварных швов гаммапросвечиванием на трубах были обнаружены раковины и трещины, вследствие чего все трубы оказались непригодными к эксплуатации и должны были быть отправлены заводу для устранения брака в заводских условиях. Однако, все трубы в нарушение правил (СНиП-III-13-5-62) были приняты под монтаж Чернобыльским участком треста «Южэнергомонтаж».
Несмотря на грубейшие нарушения гидроизоляции блока «Г» I-ой очереди, в ноябре 1978 года был осуществлен пуск 2-го энергоблока.
При укладке особо тяжелого бетона на блоке «Б» были допущены перерывы в бетонировании. Бетон укладывался под замораживание, без утепления в процессе схвачивания.
Срыв ввода строительства высоковольтной линии на Гомель (I квартал 1979 года) приведет к ограничению выдачи мощности 2-го энергоблока и снижению надежности работы АЭС.
На 3 и 4 энергоблоках происходит разрушение несущих конструкций (ригелей) и ограждающих панелей помещений реакторного отделения. Происходит сползание плит перекрытий с ригелей. Причина: значительный перегрев стен барабанов-сепараторов из-за неэффективной работы теплоизоляции (минеральная вата), которая разрушается под действием высоких температур и постоянного радиоактивного излучения.
Согласно техусловий эксплуатации АЭС внутренние поверхности стен, защищенные теплоизоляцией, должны иметь температуру не более 90 градусов С. В реальности температура более 160 градусов С, при которой бетон теряет свои свойства.
Получена информация о недостаточной надежности применяемых на Чернобыльской АЭС реакторов типа РБМК-1000 – они не оборудованы системами аварийного залива активной зоны, а также системами аварийного электропитания.
В конструкции реактора не предусмотрена защитная оболочка безопасности. Оболочка ТВЭЛов изготовленная из циркония соединяется с трубами из легированной стали. Из-за разности температур в местах соединений возможно образование микротрещин. Конструктивные недостатки могут стать причиной серьезных аварий.
Чекистами были отправлены десятки спецсообщений об аварийной ситуации и аварийных остановках энергоблоков, в том числе на энергоблоках №3 и №4.
Докладные записки «О недостаточной надежности контрольно-измерительных приборов систем защиты Чернобыльской атомной электростанции» и «О недостатках в проектировании Чернобыльской АЭС».
Спецсообщение «О повышении уровня радиоактивных излучений в реакторном отделении 1-го энергоблока ЧАЭС» (уровень нормы превышен в 10-100 раз).
Докладные записки «О нарушении радиационной безопасности на ЧАЭС», «О радиационном заражении участка санитарной зоны Чернобыльской АЭС».
Докладная записка под грифом «Совершенно секретно» и пометкой «Лично» в адрес Председателя КГБ Украины генерал-полковника Федорчука - «О состоянии радиационной обстановки в районе расположения Чернобыльской АЭС».
Докладная записка «В отношении поставок некачественного оборудования из Югославии на 3 и 4-й энергоблоки ЧАЭС».
Несколько спецсообщений «О возможных последствиях снижения мощности на Чернобыльской АЭС».
Следует особо отметить, что львиную долю информации о нарушениях технического регламента на ЧАЭС отправлял в вышестоящие инстанции генерал-майор Николай Кондратьевич Вакуленко. В период 1972 - 1983 годы Вакуленко служил в системе КГБ Украинской ССР на должностях начальника Управления контрразведки и начальника УКГБ по г.Киев и Киевской области.
Важная деталь! В 1949 – 1972 годы Вакуленко проходил службу на различных должностях Управления КГБ по Свердловской области и был куратором ключевых объектов атомной и химической промышленности Военно-промышленного комплекса СССР. Совершенно не случайно опытного контрразведчика перевели из Свердловска в Украину для надзора за строительством Чернобыльской АЭС. Перевод Вакуленко не мог состояться без соответствующей визы Председателя КГБ СССР Андропова.
В одной из ближайших публикаций читатели узнают весьма интересные факты об осведомленности контрразведчика Вакуленко по фактам страшной трагедии, освещаемой в материалах канала «Тайны минувшего века». Не пропустите статью или подписывайтесь на наш канал.
Так вот, в период с 1967 по 1982 годы Председателем КГБ СССР был Юрий Владимирович Андропов. Безусловно, вся информация о грубейших нарушениях технического регламента при строительстве государственного стратегического объекта поступала в КГБ СССР. Кроме того, Андропов регулярно информировал ЦК КПСС секретными депешами «О недостатках в строительстве Чернобыльской АЭС».
Вот одна из них.
Однако никакие меры по устранению вопиющих недостатков коммунистической партией и советским правительством практически не принимались. Некоторые вещи вообще не укладываются в сознании простого обывателя. Например, в течение нескольких лет строительная площадка Чернобыльской АЭС не только никем не охранялась, но даже не была огорожена по периметру. В это время под котлован строящегося энергоблока №4 ЧАЭС можно было заложить не одну тонну взрывчатки. До сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о причинах возникновения сейсмических всплесков на геофизической аппаратуре после взрыва 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Допустим, на секретные депеши Председателя КГБ СССР Андропова в адрес ЦК КПСС партийные маразматики, удачно окрещенные Гербертом Уэлсом «проклятыми дураками», не реагировали, поскольку устранение недостатков повлекло бы за собой перенос сроков запуска энергоблоков ЧАЭС.
Но в период с 12 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года Андропов был Генеральным секретарем ЦК КПСС и обладал в стране огромной властью, поскольку еще являлся Председателем Президиума Верховного Совета СССР.
Что же помешало Андропову, будучи Vip-менеджером ЦК КПСС и всея USSR, навести элементарный порядок и трудовую дисциплину в Чернобыле во время строительства государственного стратегически важного объекта атомной промышленности. Андропов имел все полномочия, чтобы остановить стройку века, провести экспертную оценку нарушений технического регламента и принять окончательное решение. Он же владел всей негативной информацией по «мирному атому» Чернобыля.
Автору этих строк вспоминаются времена, когда Андропов в роли руководителя партии и государства в крупных городах нашей страны устраивал милицейские облавы в кинотеатрах, гипермаркетах и других местах скопления людей, во время которых проводилась проверка документов с целью выявить прогульщиков работы. Таким образом, в государстве налаживалась трудовая дисциплина.
Все эти меры напоминают ситуацию, когда во время эпидемии дизентерии в стране руководитель партии и государства вместо того, чтобы издать нормативные акты, направленные на организацию качественной очистки систем водоснабжения отдает распоряжение о ловле всех мух, как потенциальных переносчиков опасной инфекции.
И всё-таки что же помешало Андропову, будучи Vip-менеджером ЦК КПСС и всея USSR, навести элементарный порядок в Чернобыле во время строительства атомной электростанции.
Почему не были приняты должные меры по наведению порядка на строительной площадке Чернобыльской АЭС, где были введены в эксплуатацию первый, второй и третий энергоблоки (Андропов – Председатель КГБ СССР), а затем осуществлен запуск энергоблока №4 (Андропов – руководитель партии и государства).
А может быть, Андропов является заложником системы, созданной им самим, а причина скрывается в Чернобыле-2, где в это же время сооружался и был введен в действие совершенно секретный объект, получивший международную номинацию «Русский дятел»…
Продолжение истории следует…
Владимир Нагаев, автор трилогии «Период полураспада группы «Хибина».