Найти тему
Чистое искусство

Чем "Три билборда" лучше "Левиафана"?

Начну с того, что очень люблю Звягинцева и без лишней лести считаю его лучшим российским режиссером. Но "Левиафан" для меня откровением не стал... в отличие от других его картин. А совсем недавно (как вы понимаете с сильным опозданием) я увидела фильм Мартина Макдонаха "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и поняла, что фильм о том же: о нашей неприглядной, жуткой действительности, где нет зла, добра и уж тем более их противостояния.

Фильм Макдонаха оказался более ярким, интересным и жизнеутверждающим, как это ни странно. Разберемся во всем по порядку.

Чернуха жизни неприглядной.

Та действительность, в которой мы живем, куда страшнее любого шоу. Поэтому говорить о ней напрямик и самым извращенным способом - прерогатива СМИ, а не режиссеров хорошего авторского кино.

Я была очень удивлена, когда увидела фильм Звягинцева. Голая русская правда. Без смысловых подоплек, истерик и интересных сюжетных ходов. Это было бы любопытно, если бы не было кучи подобных фильмов. И ни одного просвета: грубый, недалекий муж, сын с детской травмой на всю жизнь, изменщица-жена, друг-предатель, государство (простите мне мой французский) дерьмовое. Оставь надежду, всяк сюда входящий. Я ожидала большего, привыкнув к страсти Звягинцева к подтексту (даже к подводному течению, как у Чехова) и опоре на простые библейские истины (хоть убейте, но сравнение с притчей об Иове по мне так натянуто за уши), которые умело подаются режиссером, не набивая оскомину.

У Макдормана получилось тоньше. Герои получились не носителями какого-то порока, словно лубочные персонажи. Они постепенно раскрываются, развиваются. Режиссер все время подлавливает нас на привычных представлениях о кино. В начале героиня кажется нам положительной без права обжалования. Такая поборница правды со стальными яйцами. А полицейские (в кого ни плюнь) уроды и бараны. Чем дальше мы углубляемся в историю, тем больше понимаем, что все персонажи неплохие люди и по-своему правы. Не права только кривая логика жизни, в которой ежедневно происходит круговорот ненависти в человеческой природе.

Драма "маленького человека" против Рождественской сказки.

"Левиафан" по идее должен был показать нам трагедию простого русского человека, гибнущего от предательства и пьянства... И, конечно, вызывать сочувствие. Не знаю как вы, но я не испытала ни сочувствия, ни злорадства в конце. А иронично звучащее "Бог все видит" в исполнении представителя власти уж больно очевидный прием.

Макдорман снял (вот парадокс) на самом деле Рождественскую сказку. Ужасающее событие (изнасилование и убийство дочери главной героини) - это повод всем простить друг друга. Ведь именно ненависть плодит злость и насилие, суть преступление. Если вы думаете, что смотрится это неестественно, натужно, то вы ошибаетесь. Это не миракль, а жестокая действительность, с которой друг за другом герои примиряются ради того, чтобы ее остановить. Идея не моя, подробнее читайте здесь: https://echo.msk.ru/blog/nikashkin/2158568-echo/

-2

Финита ля комедия.

Финал "Левиафана" очень прямолинейный. Мы движемся с героем в бездну, из которой уже не суждено выбраться.

А вот открытый финал "Трех билбордов" такой только с виду. На мой взгляд, в финале картины становится очевидным, что убивать они никого не будут. В пути их сомнение только усилится, а потом и вовсе добро победит. Успокоение не в мести, а в прощении.

Подытожить этот разговор хочу только тем, что считаю оба фильма достойными внимания. Понравятся они вам или нет - дело вкуса.

А если ваш вкус совпал с моим - ставьте лайк, подписывайтесь на канал!