Найти в Дзене
Мурманский вестник

Роспись — и никак иначе

Художник помог принарядиться танкеру

Мурманчане уже привыкли, что в Кольском заливе, чуть севернее города, то и дело швартуются к нефтеперегрузочному терминалу огромные танкеры. Они, доставляющие с арктических морских месторождений сырую нефть, стали неотъемлемой частью пейзажа на заливе.

На днях в Мурманск из очередного рейса к нефтедобывающей платформе «Приразломная» в Печорском море с очередными 70 тысячами тонн нефти на борту вернулся танкер «Михаил Ульянов», приписанный к Санкт-Петербургу. Но маленькой бытовой особенностью этого обычного рейса стал тот факт, что на борту танкера вернулся в родной город и мурманский художник Илья Байдак.

-2

Раз в пятилетку

Нет, не за арктическими пейзажами ездил художник. Илья Байдак известен в Мурманске как специалист так называемой монументальной живописи. Помните, например, длинную бетонную стену, подпирающую сопку на улице Папанина со стороны детской поликлиники? Впервые это утилитарное и потому неказистое сооружение было расписано самодеятельными художниками по предложению городской администрации еще в 90-х. Поначалу конкурс эскизов, победитель которого получал стену в свое распоряжение, проводился ежегодно. Сейчас новая роспись на ней появляется раз в пятилетку.

— Краски тускнеют от дождя и выцветают на солнце, — поясняет художник. — Пять лет для обновления — оптимальный срок.

Между прочим, модное словцо «граффити» по отношению к своей работе Илья отвергает напрочь: с этим, мол, в другую дверь — к детишкам, у которых «чешутся» баллончики с краской. «Роспись» — и никак иначе. Что ж, мотаем на ус...

Байдак примкнул к молодежной массовке, разрисовывавшей некогда серую плоскость, в 2002 году, еще школьником. Через десять лет уже в составе дюжины профессиональных художников, в том числе и из Питера, наносил на стену новую роспись. А в прошлом году вместе с несколькими друзьями украсил ее уже по собственному эскизу. И центральное место на стене занял «портрет» атомохода «Арктика» — в честь отмечавшегося тогда 40-летия легендарного похода корабля на Северный полюс.

Ледокол, льды, игра красок в ключе северной романтики — все это очень даже в тему рядом с памятником знаменитому полярнику Ивану Папанину, тем более на улице его имени.
Рисунок на башне

Кстати, на трассах Севморпути Илья Байдак вовсе не новичок. Еще в 2007-2010 годах, будучи студентом МГТУ (изучал физические процессы нефтегазового производства), три года ходил на научных судах в Карское море на практику:

— Пытался пойти по стопам отца — геофизика. Но не срослось, увлечение живописью победило!

Еще пятиклассником Илья поступил в Мурманскую детско-юношескую художественную школу и окончил ее по классу известной художницы Веры Чеботарь.

— Вера Константиновна, как теперь, через полтора десятка лет, я понял, оставила глубокий след в моем мировоззрении, — говорит повзрослевший график. — Да и вообще наша художественная школа изменила мою жизнь.

С тех пор он расписывал различные городские сооружения не только в Мурманске, но и по области — молодежный центр в Апатитах, гостиницу в Североморске, ресторан в Оленегорске. Настенную живопись любят и в Скандинавии, там Илью Байдака тоже знают.

Он создал фрески XXI века в издательстве «Баренц Обсёрвер» в Киркенесе (Норвегия), разрисовал стены подземного пешеходного перехода в Оулу (Финляндия).

— Запомнилась роспись фасада административного здания в городке Хашта, что неподалеку от Тромсё. Там пришлось работать на высокой башне здания с городскими часами! — вспоминает художник.

-3

Изюминка похода

— А как вы попали на танкер?
— Да как-то буднично. Вдруг раздался звонок мобильника — кто-то дал мой номер капитану Юрию Михайловичу. Он сообщил, что на судне есть небольшой плавательный бассейн и хотелось бы красиво расписать его металлические стены, окрашенные тогда традиционной светло-шаровой краской. Придать, так сказать, шарм любимому экипажем уголку судна...

Когда Илья на портовом катере отправился к борту стоявшего на рейде «Михаила Ульянова», чтобы осмотреть фронт работ и подготовить эскиз, его буквально поразили размеры судна: 263 метра в длину! Крупнейший в истории российского судостроения танкер, построенный в 2010 году на «Адмиралтейских верфях» в Питере. Двумя годами позже эта «артистическая» серия танкеров была продолжена близнецом — «Кириллом Лавровым».

— Я ведь уже ходил в Арктику, в те края, поэтому двойной корпус танкера арктического класса меня не удивил. Но люди на нем запомнились. Две недели, пока рисовал в рейсе, все члены команды, а их было 35 человек, под тем или иным предлогом ежедневно заглядывали в бассейн и доброжелательно интересовались, как продвигается дело... Для моряков художник на борту, наверное, изюминка будничного похода! — смеется Илья.

К слову, по дороге «туда», когда танки судна были порожними, расписывать интерьер мешала качка. А вот на обратном пути, с полным грузом, танкер шел как по маслу.

— Последние штрихи я сделал уже при входе в Кольский залив, и моя работа морякам вроде бы понравилась, — говорит Илья Байдак.

Что такое «не повезло»

Пишет он в основном аэрозольными баллончиками (в мастерской художника, как я прикинул, не менее пятисот разноцветных емкостей), мелкие детали прорисовывает маркерами, похожими внешне на обычные фломастеры, но с другой системой подачи несмываемой краски. И только в исключительных случаях использует традиционную художественную кисть.

Вернувшись из похода в Печорское море, Илья Байдак приступил к давно заказанной росписи аудитории физмата МАГУ на проспекте Ленина. Эскиз — успокаивающе геометрический, никаких реальных изображений: ничто не должно отвлекать внимание студентов. А успеть нужно, пока у них не закончились каникулы.

Отец художника, морской геолог Валерий Байдак, немножко сожалеет, что сын не продолжил его дело:

— Но мальчик уже большой, ему виднее!

Большой же мальчик смотрит на ситуацию с юмором:

— Эх, хотел стать зажиточным нефтяником, но не повезло — стал свободным художником.

Павел Вишневский

Фото из архива Ильи Байдака