Уважаемые родители! Сегодня я хотела бы рассказать о профессии психолога, вызывающей достаточно много неоднозначных вопросов, например, «Что конкретно делает этот человек и как он помогает людям? И помогает ли вообще? Обращаются ли к психологу люди здоровые или только больные? Лечит ли психолог или только консультирует и дает рекомендации?» Вопросов в общественном сознании возникает немало, ведь профессия эта относительно новая и неоднозначная. Чтобы получить помощь, нужно впустить этого человека в свой внутренний мир, а не все готовы это сделать. Ладно еще мы, взрослые, а что насчет детей? К примеру, зачем и кому нужен психолог в детском саду?
Неизвестность пугает, поэтому попробуем разобрать по полочкам работу психолога и, может быть, тогда она не покажется такой страшной и непонятной. Ваше внимание я направлю на самые важные моменты, которые могут стать впоследствии полезными.
Не секрет, что среди многих людей до сих пор распространено мнение, что к психологам обращаются только психи, но в лучшем случае слабаки и нытики. И если вдруг судьба свела вас с этим специалистом, то это надо тщательно скрывать от других или стыдиться. Данная позиция принципиально неверна. Психолог – это человек, который имеет профессиональное образование в сфере психологии, имеет диплом и опыт практический работы. Психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими разные сложности: в отношениях, собственных переживаниях, нуждающихся в поддержке в трудной жизненной ситуации. Психолог входит в жизнь человека, когда тот не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, тяжелыми переживаниями, найти ответы на тревожащие вопросы или понять причины происходящего.
Ошибочно считать психологию медицинской дисциплиной и путать психолога с психиатром и психотерапевтом. Психиатр – это врач, который работает с психопатологией, то есть с нарушениями психики. Его пациенты – люди, страдающие серьезными душевными расстройствами. Психиатр имеет право (а, следовательно, и несет ответственность) за постановку диагноза и лечение пациента медикаментозными способами. Психотерапевт – по российским законам это врач с базовым медицинским образованием и специализацией в психиатрии, имеющий специальное дополнительное образование в области психотерапии. Психотерапевт работает с состоянием острого горя, длительной бессонницы, глубокой депрессии, сильным длительным стрессом, сопровождающимся соматическими (телесными) реакциями (т.е. обострением хронических заболеваний или возникновением новых). Психолог не обладает медицинским образованием, не имеет права ставить медицинский диагноз, не занимается лечением. Как правило, психологи работают с психически здоровыми людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, испытывающими эмоциональные затруднения, переживающими кризисные состояния, пытающимися разобраться в себе. К психологу приходят люди, желающие изменить свое поведение, достичь успеха, обрести уверенность в себе, построить отношения, избежать конфликтов с близким человеком, в семье и на работе, определить жизненные приоритеты, справиться с подавленным состоянием и найти силы для преодоления трудностей. При возникновении определенных подозрений психолог может только рекомендовать посетить врача, но не в коем случае не принимается за лечение сам.
Это касалось обще информации о том, кто такой психолог и чем он занимается. Теперь хотелось бы поговорить о том, зачем нужен психолог в детских учреждениях, в частности, в детском саду. Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях его развития, так и возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения.
Основные направления деятельности психолога в ДОУ:
— психологическая диагностика;
— коррекционно-развивающая работа;
— психологическое просвещение и профилактика;
— психологическое консультирование;
— организационно-методическая работа.
Психолог в детском саду работает в направлении интеллектуального развития, формирования эмоционально-волевых и коммуникативных навыков, подготовкой детей к успешному обучению в школе. Отдельно можно говорить о помощи в адаптации. Это прежде всего касается детей младшей группы, когда дети только осваиваются в детском саду, учатся обходиться без мамы и папы целый день, привыкают к новому режиму дня, воспитателям и т.д.
Пример из практики. В обычной жизни мы не так часто обращаем внимание на ребенка с точки зрения развития, к примеру, внимания. Представьте родителя, который просыпаясь утром, задается вопросом, а достаточно ли у моей дочери развито внимание, как обстоят дела с его объемом, концентрацией и переключаемостью? Мы видим перед собой здорового ребенка, который играет, гуляет с друзьями и радуется жизни. Психолог же видит, что девочка живая, активная, у которой, к тому же, отлично развита моторика, но вот произвольность внимания для ее возраста сформирована недостаточно! Другими словами, психолог смотрит на ситуацию под другим углом и с точки зрения профессиональных знаний и имеет возможность вовремя скорректировать развитие.
Занятия психолога с детьми в стенах любого образовательного учреждения, будь то школа либо детский сад, проходят с предварительного письменного согласия родителей. В основе сопровождения ребенка психологом лежит принцип добровольного участия, т.е. если родители или законные представители ребенка по каким-либо причинам не желают общения ребенка с психологом, то специалист брать их на свои занятия не будет. С другой стороны, с группой родителей либо с каждым из них индивидуально может проговариваться, почему их ребенку все же рекомендованы такие занятия. Бывают случаи, когда родители, изначально негативно настроенные против общения ребенка с психологом, все же приходят к понимаю того, что помощь этого специалиста все же требуется. В любой момент родитель имеет право и отказаться от психологического сопровождения его ребенка, если считает, что далее помощи не требуется.
Каким же детям рекомендуется сопровождение психолога в детском саду и не только?
- Детям с трудностями адаптации к условиям образовательного учреждения;
- тревожным, мнительным детям, имеющим устойчивые либо ситуативные страхи;
- детям, находящимся в состоянии стресса либо переживающим психологическую травму (развод родителей, смерть кого-то из близких, случаи морального либо физического насилия над собой);
- детям, имеющим трудную внутрисемейную обстановку;
- детям с трудностями развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер; общую задержку развития;
- детям, имеющими трудности в общении, конфликтным, агрессивным либо, наоборот, слишком застенчивым детям.
На мой взгляд, как специалиста, единовременная консультация психолога нужна каждому ребенку, посещающему дошкольное учреждение. Это позволит не только выявить возможные отклонения в развитии, но, что является, наиболее важным, провести профилактику их возникновения в будущем.
https://konspekteka.ru/
Автор: Новоторцева Екатерина Аркадьевна