Медовый Спас, Маккавеи, народное название праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня, Семи мучеников Маккавеев и дня Крещения Руси при великом князе Владимире Святом.
В тот день начинался первый посев озимого хлеба. «Первый Спас — первый сев!» — говорили крестьяне. «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать!», «Спас — всему час!», «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т.е. кто вовремя, и даже раньше других соседей уберется в поле)!».
Первый Спас у русских был не только «первый сев», но и «Спас медовый». В этот день крестьянская Русь «ломала» первый мед на пчельниках. «На первый Спас и нищий медку попробует!» Утро 1 августа начиналось у пчеловода на пасеке. Он старательно высматривал, осеняясь крестным знамением, все свои ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, он «выламывал» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, нес в церковь. После обедни священник выходил к паперти — благословлять «новую новину» от внешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенные соты. Дьячок собирал в заранее приготовленные корытца «попову долю». Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Первым Спасом — медовым. А затем большая половина этого праздника происходила возле пчел. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, а то и просто сорванными поблизости широкими лопухами репейника в руках. Они получали «ребячью долю».
На Первый Спас устраивались сиротские и вдовьи помочи. Работа помочью на Первый Спас — работа за угощение. Грех работать во всякий праздник, по убеждению народа, но не в Первый Спас. Тем более не считалась грехом праздничная работа — «вдовья помочь», на которую сходились по большей части после обедни, до обеда. «С миру по нитке — голому рубаха!» — говорили крестьяне. С сирот и вдов многого не спрашивал помогающий люд за работу на Первый Спас; бывало даже и так, что не только помогал им «мир», а и сам наносил в избу всяких припасов. «Не нами установлено — не нами и кончится!»: Ты — за себя, Мы — за тебя, А Христов Спас — За всех нас!
С Первого Спаса начинали собирать мак. В некоторых местностях этот праздник называли «Маковеями».
Любимая птица русских крестьян — домовитая ласточка, по старинной примете, накануне Первого Спаса в последний раз облетает деревню.
988 г. Крещение Руси
Берег Днепра у Киева, восклицал, взирая на крещение киевлян: «Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни».
Вскоре в Киеве появились возы, наполненные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом. «Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор?» — спрашивали княжеские слуги. Проникшись духом истинного христианства, святой князь Владимир, во крещении Василий, помогал не только приходившим к нему за подаянием, но и отыскивал несчастных, опасаясь, как говорил он, что «немощные и больные не дойдут до двора моего».
Святой равноапостольный Вел. кн. Киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября).
1146 г. Великий князь Всеволод II
Всеволод Ольгович. Княжил с 1139 по 1146 г. Сын Олега Святославича.
За год до смерти Всеволод собрал в Киеве князей и заставил их целовать крест Игорю Ольговичу, который и занял после него Киевский престол.
Достигнув престола Киевского, он хотел устройства тишины; исполнял данное слово, любил справедливость и повелевал с твердостию; другими словами, был лучшим из князей Олегова мятежного рода.
1158 г. Силуамская икона Божией Матери
Чудотворная икона Божией Матери. Иконе установлено празднование греческим имп. Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158 г.), 1/14 авг.
Список Силуамской иконы находится в Воскресенском соборе г. Тутаева (до 1919 г. — Романов-Борисоглебск).
1164 г. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Святой блгв. кн. Андрей Боголюбский выступил против камских болгар. Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы — Владимирскою, писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом.
Рассеяв врагов, вернулся Андрей на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненных луча, озарившие окрест всю русскую рать.
В память этого чуда установлен праздник Всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацин.
Это было первое чудо от преславной иконы Владимирской, пред которою много раз в трудные дни молилась Русь о помиловании.
Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 г. так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви» (в честь Святой Софии Премудрости Божией).
1514 г. Торжественный въезд Государя Василия III Иоанновича в древнюю вотчину Русских князей - Смоленск, бывшую в течение последних 10 лет под властью Литвы.
Митрополит Варлаам со всей торжественностью встретил Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета».
1759 г. Разгром прусской армии короля Фридриха II Великого при Кунерсдорфе (Семилетняя война 1756-1763 гг.) Русским полководцем, генералом П.С. Салтыковым (1698-1772 гг.). (1698-1772 гг.).
1850 г. Основан город Николаевск-на-Амуре
В 1850 г., в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г.И. Невельским был поднят Русский Андреевский флаг в устье Амура и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского (1881 г.) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского (1879 г., память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении.
За одно лето 1857 г. на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 г. – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.
1865 г. В Санкт-Петербурге открыт Зоологический сад. Родоначальником Санкт-Петербургского зоопарка является прусский подданный, голландец по национальности Юлиус Гебгардт. В 1865 году император Александр II одобрил прошение Гебгардта о предоставлении городской территории в Александровском парке для размещения на ней Зоологического сада. Уже в следующем году здесь насчитывалось 124 вида зверей и птиц: львы, верблюды, слон, фламинго и другие. Позже для привлечения публики работали ресторан «Зоология» и театр оперетты. В память о героическом подвиге сотрудников, сохранивших зоосад в блокаду, зоопарк, несмотря на переименование города, остался Ленинградским.
1904 г. Манифест Императора Николая II
Государь определил, что в случае Его кончины при малолетстве сына, Правителем назначается Вел. кн. Михаил Александрович, тогда как воспитание Наследника поручается Императрице Александре Феодоровне. Крестным отцом Цесаревича был выбран Император Вильгельм, отношения с которым у Государя значительно улучшились за время Русской-японской войны.
1904 г. Через три дня после боя 28 июля, Владивостокские крейсеры, вышедшие навстречу Порт-Артурской эскадре, встретили в Корейском проливе превосходящие японские силы. Более медленный «Рюрик» был поврежден и задержал остальные два крейсера, которые ушли на север только потеряв до трети своего личного состава, «Рюрик» затонул после геройского сопротивления.
1943 г. Подписан приказ о создании лаборатории №2 АН СССР в Казани во главе с профессором И.В. Курчатовым. Лаборатория стала впоследствии Институтом атомной энергии имени И.В. Курчатова (ныне научный центр «Курчатовский институт»).