Иногда, на просторах всемирной паутины, помимо рассказов о том, что в СССР копировали все и вся, среди прочих примеров встречается вот такое сравнение. С чьей то легкой руки «Москвич 408» попал в разряд копий, где в качестве объекта копирования указывается немецкая модель, а точнее «Опель Кадет А», производившийся с 1962 по 1965 годы.
Что ж, сравним эти автомобили более предметно. Стоит сказать, что да, при создании автомобилей в Союзе пристально следили за аналогичным процессом у капиталистических соседей. А как иначе? Надо же быть в курсе автомобильной моды, не зря же на экспорт уходила чуть ли не половина продукции некоторых автозаводов – для этого одной низкой цены мало. Так на «Москвичах» появились колеса меньшего диаметра – по европейской моде, хотя внутри страны этот критерий был совсем не принципиальным или даже вредным – снижался дорожный просвет. Новые отечественные модели проходили сравнительные испытания вместе с зарубежными аналогами, для подтверждения эксплутационных характеристик. К слову сказать, в современном мире, где нет конкуренции систем и несколько глобальных игроков штампуют автомобили разных марок на одной платформе, а не глобальные игроки из одной известной страны все это бесхитростно копируют, говорить о схожести советских автомобилей с некоторыми зарубежными одноклассниками даже как то неловко. Но тем не менее давайте сравним «Опель» и «Москвич» более детально – а вдруг?
Действительно, при более внимательном рассмотрении у машин обнаруживается много общего – у обеих хромированные решетки радиатора, круглые фары и даже колеса с хромированными колпаками одинаковой формы – тоже круглые! И тип кузова у обеих автомобилей – седан, только у «немца» дверей меньше, а так прям очень похожи. А что говорят «анналы»? «Опель Кадет А» - возвращение фирмы к теме, начатой еще до войны – первая модель с таким именем появилась у производителя в 1936 году, являясь уменьшенной копией удачной в то время модели «Олимпия». После войны «Кадет» вместе со станками и другим оборудованием переехал в Москву, где и возродился в образе «Москвича 400». Понятно, но с момента выпуска «Москвича 400» в 1947 году до «Опеля Кадет А» в 1962 – м прошло 15 лет. Неужели за это время у нас ничего не придумали, кроме как еще раз скопировать «Кадет»? Разбираемся дальше. «Опель Кадет А» имел три варианта кузова – двухдверный седан, купе и трехдверный универсал. Да, модификации с четырьмя дверями не было, но это ничего не доказывает, все равно сперли! Только две двери добавили...
Теперь вспомним о «Москвиче» - модель 408 встала на конвеер в 1964 году и была основной моделью завода до 1967 года, когда появилась модель 412. С различными модернизациями 408-й производился до 1975 года. Так же выпускались связанные модели с кузовами « универсал» и фургон.
Автомобиль имел переднюю независимую пружинную подвеску и зависимую рессорную заднюю. Вот оно – у «Опеля» то же самое! Но не только у «Опеля» - по такой схеме сделаны почти все автомобили того времени, как почти все современные машины несут в качестве передней подвески конструкцию, известную как «макферсон». А корни рессорной подвески уходят еще к повозкам на конной тяге. Так, а что там с трансмиссией?
У обоих автомобилей механические четырехступенчатые КПП. Оно и понятно, иметь в то время меньше передач в механике было уже неприлично. Хотя может было бы неплохо, если бы коробку "Москвича" скопировали с «Опеля» посвежее - Московский агрегат , ведущий свою историю от первой модели, вызывал все больше нареканий с ростом мощности и массы новых автомобилей. Большие ходы и нечеткое переключение скоростей преследовали владельцев заднеприводных «Москвичей» до окончания их производства.
Впрочем, изначально рычаг управления КПП у 408-го находился на руле, где механизм, изначально рассчитанный на такую компоновку, работал лучше. У «Опеля» рычаг КПП рассоложен в полу. Передние и задние тормоза и у «Москвича» и у «Опеля» барабанные – тоже норма для автомобилей этого класса в то время. Естественно, диаметр тормозных барабанов, как и масса, у «Москвича» был больше.
А как же двигатели? И тут ничего общего – на «Опель» ставились двигатели объёмом 1 литр и мощностью 40 или 48 л.с. С ними автомобиль разгонялся до 120 или 130 км/ч. А что у «Москвича»? Мощность двигателя – 50 л.с. при объёме 1360 см³. В экспортном варианте двигатель выдавал 55 л.с. Максимальная скорость - 120 км/ч.
Динамика автомобилей примерно одинакова – большую мощность «Москвича» «съедают» лишние килограммы кузова.
А что в салоне? Салоны у автомобилей похожи только исполнением, принятым в то время. Много голого металла, мало пластика, тонкое рулевое колесо. Салон «Москвича» даже интересней. Но в дизайне ничего общего нет. Даже размещение всяких переключателей не пересекается. Так что совершенно точно можно резюмировать - если при проектировании «Москвича» инженеры из Москвы и посматривали на «Опель», то делали это в самую последнюю очередь.
Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!
_____________________________________Неизвестные страницы из жизни ГАЗ-69